И город в обличье ином засверкал

  • Уездная палитра Тираспольского образования. Часть 11

    ТираспольРешением этой же коллегии школам выделялись участки земли для организации подопытного хозяйства. 18 апреля на заседании отдела образования было отмечено плачевное состояние помещений школ и школьной мебели и не утвержден в должности старый директор реального училища Иванов. Уволен также заведующий 2-й пролетарской школой для взрослых – Михайлов.

  • С пожарной каланчи обозревая. Часть 1

    ТираспольНаверное, пожарники в Тирасполе появились тогда же, когда стал расти город. Во всяком случае, огонь часто гулял по деревянным кварталам в минувшем веке. Пожар 1818 года, полыхавший в центральной части города и унесший жизни нескольких тираспольцев и многие строения, надолго остался в памяти горожан. Помнило о нем не одно поколение.

  • С пожарной каланчи обозревая. Часть 2

    ТираспольЧиновник предлагал не только усилить техническими средствами городских пожарников, но и в случаях надобности вызывать им на помощь пожарную команду, находящуюся в упраздненной Тираспольской крепости.Пока шли дебаты о том, как вооружать пожарных, огонь делал свое дело. Не было ни одного года, чтобы он не нашел себе пищу в городах или в уезде. Так, в 1884 году в Тирасполе в зимние месяцы случилось два пожара и сгорело два строения; а в весенние месяцы в трех пожарах сгорели одиннадцать строений, нанеся ущерб в 7575 рублей.

  • Ехали на тройке с бубенцами. Часть 1

    ТираспольВ России всегда было две беды, и одна из них – плохие дороги. Когда российские власти вернули себе земли Новороссии, они сразу столкнулись именно с проблемой устройства дорог. В прошлые века тракты в России подразделялись на обыкновенные, почтовые, транспортные и фунтовые. Самыми древними дорогами были чумацкие тракты. Один из таких трактов проходил через территорию Тираспрльского уезда.

  • Ехали на тройке с бубенцами. Часть 2

    ТираспольОтводилась и территория от границы Подольской губернии. Согласно существовавшим тогда правилам, необходимо было вести в сторону Одессы дорогу в «четыре плуговые борозды, из коих две средние должны иметь параллельно между собою расстояние десять саженей с одним аршином (...)».

  • Ехали на тройке с бубенцами. Часть 3

    ТираспольКто же скакал в ту пору по тираспольским дорогам? В 1871 году в вышедшем в Одессе «Военном обозрении Одесского военного округа, составленном офицерами Генерального штаба» сообщалось: «Извозчиков в Новороссийском крае и Бессарабии весьма мало; извозом, как постоянным промыслом, занимаются только некоторые евреи и великороссияне, поселившиеся в разных местах края и приходящие с подводами из внутренних губерний».

  • Ехали на тройке с бубенцами. Часть 4

    ТираспольОсобое место в системе дорог занимали почтовые. Через Тирасполь в XIX веке была устроена Большая почтовая дорога из Одессы в Кишинев. Во второй половине прошлого века она пролегала местами по глубоким лощинам, через которые устраивались мосты. На строительство одного такого моста на Поповской балке в 1840-1841 гг. было выделено 2590 рублей 86 копеек серебром. Грунт дороги был песчано-глинистым. Дорога пересекала несколько речек, через которые были построены каменные мосты, как в колонии Мангейм (речка Барсебой), у станции Кучурган (речка Кучурган), деревянный мост через балку в селе Суклея.

  • Поёт морзянка за стеной весёлым дискантом. Часть 1

    ТираспольПервая морзянка ушла в нашей стране в эфир в 1824 году, когда появилась оптическая линия между Петербургом и Шлиссельбургом. Изобретателем электромагнитного телеграфа стал российский ученый П.Л. Шиллинг, построивший в 1836 г. первую электромагнитную линию вокруг здания главного адмиралтейства в Петербурге.

  • Поёт морзянка за стеной весёлым дискантом. Часть 2

    ТираспольГофнунгстальским почтово-телеграфным отделением в 1910 г. заведовал губернский секретарь Василий Николаевич Вербицкий; Гроссуловским – губернский секретарь Порфирий Яковлевич Притыка; Демидовским – губернский секретарь Игнат Алексеевич Кожушко; Захарьевским – губернский секретарь Яков Пор>фирьевич Осадчий;

  • Поёт морзянка за стеной весёлым дискантом. Часть 3

    ТираспольВысокие доходы Тираспольской почтово-телеграфной конторы объяснялись еще и тем, что она выполняла ряд вспомогательных операций для горожан. При конторах действовали сберегательные кассы, которые выплачивали вкладчикам 3,6 процента годовых, а с 1 декабря 1915 г. установили прием вкладов от частных вкладчиков, от казенных учреждений, частных банков до 3000 рублей; от обществ и учреждений, и учреждений мелкого кредита до 5000 рублей. Вклады выдавались до 300 рублей.

  • Когда приходят паровозы. Часть 1

    ТираспольПредания говорят, что первую российскую железную дорогу спланировал император Николай I. Взял в одну руку карандаш, в другую – линейку, наложил линейку на карту и соединил карандашом Санкт-Петербург и Москву. По получившейся прямой линии строители обязаны были проложить железнодорожное полотно, так как на то была монаршая воля. И неважно, что там попадалось по дороге – то ли болото, то ли деревня. Можно осуждать, но зато до сих пор в нашей стране это единственная скоростная трасса.

  • Когда приходят паровозы. Часть 2

    ТираспольЧто же входило в сам план Марини? Это прежде всего отвод бесплатно мест в Парканах, Тирасполе, Одессе для построек складов и необходимых помещений. Объявление железно-конной дороги общественной, а потому отведение под ее устройство бесплатно нужного количества земли через казенные участки. Там, где дорога пройдет через частные земли, их выкупить.