И город в обличье ином засверкал
Уездная палитра Тираспольского образования. Часть 11
Решением этой же коллегии школам выделялись участки земли для организации подопытного хозяйства. 18 апреля на заседании отдела образования было отмечено плачевное состояние помещений школ и школьной мебели и не утвержден в должности старый директор реального училища Иванов. Уволен также заведующий 2-й пролетарской школой для взрослых – Михайлов.
С пожарной каланчи обозревая. Часть 1
Наверное, пожарники в Тирасполе появились тогда же, когда стал расти город. Во всяком случае, огонь часто гулял по деревянным кварталам в минувшем веке. Пожар 1818 года, полыхавший в центральной части города и унесший жизни нескольких тираспольцев и многие строения, надолго остался в памяти горожан. Помнило о нем не одно поколение.
С пожарной каланчи обозревая. Часть 2
Чиновник предлагал не только усилить техническими средствами городских пожарников, но и в случаях надобности вызывать им на помощь пожарную команду, находящуюся в упраздненной Тираспольской крепости.Пока шли дебаты о том, как вооружать пожарных, огонь делал свое дело. Не было ни одного года, чтобы он не нашел себе пищу в городах или в уезде. Так, в 1884 году в Тирасполе в зимние месяцы случилось два пожара и сгорело два строения; а в весенние месяцы в трех пожарах сгорели одиннадцать строений, нанеся ущерб в 7575 рублей.
Ехали на тройке с бубенцами. Часть 1
В России всегда было две беды, и одна из них – плохие дороги. Когда российские власти вернули себе земли Новороссии, они сразу столкнулись именно с проблемой устройства дорог. В прошлые века тракты в России подразделялись на обыкновенные, почтовые, транспортные и фунтовые. Самыми древними дорогами были чумацкие тракты. Один из таких трактов проходил через территорию Тираспрльского уезда.
Ехали на тройке с бубенцами. Часть 2
Отводилась и территория от границы Подольской губернии. Согласно существовавшим тогда правилам, необходимо было вести в сторону Одессы дорогу в «четыре плуговые борозды, из коих две средние должны иметь параллельно между собою расстояние десять саженей с одним аршином (...)».
Ехали на тройке с бубенцами. Часть 3
Кто же скакал в ту пору по тираспольским дорогам? В 1871 году в вышедшем в Одессе «Военном обозрении Одесского военного округа, составленном офицерами Генерального штаба» сообщалось: «Извозчиков в Новороссийском крае и Бессарабии весьма мало; извозом, как постоянным промыслом, занимаются только некоторые евреи и великороссияне, поселившиеся в разных местах края и приходящие с подводами из внутренних губерний».
Ехали на тройке с бубенцами. Часть 4
Особое место в системе дорог занимали почтовые. Через Тирасполь в XIX веке была устроена Большая почтовая дорога из Одессы в Кишинев. Во второй половине прошлого века она пролегала местами по глубоким лощинам, через которые устраивались мосты. На строительство одного такого моста на Поповской балке в 1840-1841 гг. было выделено 2590 рублей 86 копеек серебром. Грунт дороги был песчано-глинистым. Дорога пересекала несколько речек, через которые были построены каменные мосты, как в колонии Мангейм (речка Барсебой), у станции Кучурган (речка Кучурган), деревянный мост через балку в селе Суклея.
Поёт морзянка за стеной весёлым дискантом. Часть 1
Первая морзянка ушла в нашей стране в эфир в 1824 году, когда появилась оптическая линия между Петербургом и Шлиссельбургом. Изобретателем электромагнитного телеграфа стал российский ученый П.Л. Шиллинг, построивший в 1836 г. первую электромагнитную линию вокруг здания главного адмиралтейства в Петербурге.
Поёт морзянка за стеной весёлым дискантом. Часть 2
Гофнунгстальским почтово-телеграфным отделением в 1910 г. заведовал губернский секретарь Василий Николаевич Вербицкий; Гроссуловским – губернский секретарь Порфирий Яковлевич Притыка; Демидовским – губернский секретарь Игнат Алексеевич Кожушко; Захарьевским – губернский секретарь Яков Пор>фирьевич Осадчий;
Поёт морзянка за стеной весёлым дискантом. Часть 3
Высокие доходы Тираспольской почтово-телеграфной конторы объяснялись еще и тем, что она выполняла ряд вспомогательных операций для горожан. При конторах действовали сберегательные кассы, которые выплачивали вкладчикам 3,6 процента годовых, а с 1 декабря 1915 г. установили прием вкладов от частных вкладчиков, от казенных учреждений, частных банков до 3000 рублей; от обществ и учреждений, и учреждений мелкого кредита до 5000 рублей. Вклады выдавались до 300 рублей.
Когда приходят паровозы. Часть 1
Предания говорят, что первую российскую железную дорогу спланировал император Николай I. Взял в одну руку карандаш, в другую – линейку, наложил линейку на карту и соединил карандашом Санкт-Петербург и Москву. По получившейся прямой линии строители обязаны были проложить железнодорожное полотно, так как на то была монаршая воля. И неважно, что там попадалось по дороге – то ли болото, то ли деревня. Можно осуждать, но зато до сих пор в нашей стране это единственная скоростная трасса.
Когда приходят паровозы. Часть 2
Что же входило в сам план Марини? Это прежде всего отвод бесплатно мест в Парканах, Тирасполе, Одессе для построек складов и необходимых помещений. Объявление железно-конной дороги общественной, а потому отведение под ее устройство бесплатно нужного количества земли через казенные участки. Там, где дорога пройдет через частные земли, их выкупить.