Армейские будни предвоенного уездного города. Часть 4

И город в обличье ином засверкал

ТираспольВ начале июня Тираспольская войсковая строительная комиссия Одесского военного округа объявила о торгах, назначенных на 11 часов 26 июня в помещении 1-го эскадрона 8-го драгунского полка на предмет поставки строительных материалов на срок с 1914 по 1918 годы. Первый эскадрон размещался на Закрепостной слободке и старое его помещение должно было перейти городу под ветеринарную амбулаторию и случную конюшню. Местный житель К.А. Павлов решил отсудить у астраханцев под шумок 1800 рублей за нарушение контракта, но ходатайство его, утвержденное Одесским окружным судом, не было утверждено городской думой.

В лагере 2-й батареи моторного дивизиона продавали для всех желающих излишки овса. А 3 июля 8-й драгунский полк выступил в поход на подвижной кавалерийский сбор, где он встретился с остальными полками 8-й кавалерийской дивизии. 12 июля астраханцы вернулись на свои квартиры, а другие полки дивизии были расквартированы по частным квартирам в Суклее.

Перед самой войной в Тирасполе случилось событие, взволновавшее, или даже больше удивившее, всех горожан. 4 июля около семи утра нал, городом появился загадочный объект – большая птица, при рассмотрении оказавшаяся аэропланом. Вот как описывала это событие газета «Днестровский край»: «Жители, как обыкновенно, при совершении авиаторами полетов моментально высыпали на улицы и следили за красивым полетом. Покружившись несколько раз над городом, как будто выбирая место для спуска, аппарат взял направление на лагерное поле и с выключенным мотором спустился планирующим спуском. Как оказалось, это был новый аэроплан, прилетевший к нам из Одессы на именины к своему товарищу, офицеру 15-й артиллерийской бригады. Летчики-офицеры одесской 6-й авиационной роты штабс-капитан Гавлин, подпоручик Михно поднялись в Одессе в 6 часов и 25 минут утра на высоту 1500 метров и через 47 минут спустились в Тирасполе. Поздравив товарища с именинами, авиаторы решили воспользоваться случаем и побывать в Кишиневе, и, отлетев в 7 часов 25 минут, аэроплан через 42 минуты уже красовался над городом. В среду утром летчики прилетели обратно в Тирасполь, а отсюда вылетели в Одессу для принятия участия в похоронах жертв авиации: штабс-капитана Фирсова и (...) Гомберга. Будучи в Тирасполе, штабс-капитан Гавлин получил телеграмму из Одессы о том, что в Очакове также произошла авиационная катастрофа, во время которой погибли летчик Одесской авиационной роты штаб-ротмистр Есипов и его механик унтер-офицер Кальманович. После похорон жертв одесской катастрофы летчики вылетели в Очаков, где приняли участие в очаковских похоронах, аппарат, в котором прилетели летчики, построен на русско-балтийском заводе, обладает 70-сильным мотором, вмещающим 6 пудов бензина, имеет два места – для летчика и пассажира принадлежит Одесской авиационной роте и предоставлен в распоряжение штабс-капитана Гавлина».

После объявления войны уездная гарнизонная жизнь резко изменилась. Были разосланы секретные приказы генерала от артиллерии Никитина войскам YII армии, куда вошли и все Тираспольские части. Согласно приказу Никитина, 10-я ополченческая бригада в составе управления, шести дружин, легкой батареи и саперной полуроты переместилась из места Бирзулово в Тирасполь.

Из прибывших в район Одесского военного округа особых сотен Донского войска три попали в Тирасполь в состав 10-й ополченческой бригады.

Из сформированных в Одесском военном округе при 5-м запасном артиллерийском дивизионе временных артиллерийских батарей одна попала в состав 10-й ополченческой бригады.

10 февраля 1915 года был сформирован перевозочный отряд 10-й бригады ополчения.

Интересно, что начальник 10-й бригады генерал-майор Давыдов был в 1914 году отстранен от должности по обвинению в должностных преступлениях. Но обвинения не подтвердились, и в феврале 1915 года он был оправдан и вернулся к исполнению своей должности.