Двуперстием путь осеня... Часть 7

И город в обличье ином засверкал

ТираспольОткрыл собрание благочинный Иоанн Анфинников, пытаясь убедить их, перейти в православие, как единственно верное учение. По собравшимся прошел тихий ропот, а потом старейшина староверов И.С. Поляков крикнул грубо благочинному: «Пасите свою паству, которую имеете, чтобы не ели по средам и пятницам скоромного, а чтобы изображали крестное знамение, клали земные поклоны, а нас не троньте!»

– Но вы ведь без священника не можете совершать богоугодные требы, – спокойно возразил Анфинников.

– Как прежде добывали себе священников, так и впредь будем, – высказал общее мнение Анисим Лапин.

От подписей старообрядцы отказались. И собравшиеся, городничий Имгардт, протоиерей Иоанн Анфинников, начальник тираспольской инвалидной команды штабс-капитан Стульчинский и помощник городового Цыбульский, смогли лишь в очередной раз зафиксировать свое бессилие.

Были среди старообрядцев и такие, которые священников не признавали. Они объясняли, что священство погибло на земле, вместе с скончавшимися святыми отцами переселилось на небо. Их называли часовенниками, они не принимали только священников, посвященных в сан архиереями, а поклонялись своим. В книге «Материалы для географиии и статистики России. Херсонская губерния. Спб. 1863 г.» сообщалось, что в Тираспольском уезде богатые часовенники в настоящее время ездят в Измаил, где и прежде находился «их старший поп, которого правительство терпело; бедные же не имея средств, ждут целые годы тайного приезда какого-нибудь беглого попа, а до того времени малолетние дети их остаются не крещеными, мужчины живут с женщинами без совершения таинства бракосочетания, умерших погребали без отпевания».

Однако не все общины старообрядческого толка были столь благородны и безобидны, как тираспольская. В начале 90-х годов прошлого века в Тирасполе появилась монахиня Виталия, попытавшаяся в старообрядческой общине найти себе последователей ее учения. А учение ее было о том, что близится пришествие антихриста и нужно спасаться. Но никто в Тирасполе не захотел следовать ее учению. Тогда Виталия перебралась в Терновские плавни и там в уединенном хуторе устроила скит и начала собирать вокруг себя последователей из числа местного населения. Привлекала она старообрядцев строгим соблюдением правил старой веры и аскетическим образом жизни. В Терновских плавнях издавна жили зажиточные старообрядцы, известные своей благочестивостью. Они со вниманием слушали вечерние проповеди монахини Виталии, которая учила их, что мир погряз в грехе, грядет уже скоро пришествие антихриста, а по тому нужно быть готовым к самопожертвованию во имя господа Иисуса Христа. Особенно частыми ее слушателями были Федор Ковалев и вся его семья: мать, жена, дети, братья и сестры. Настал год Всероссийской переписи. В конце 1896 и начале 1897 гг. монахиня Виталия развернула большую работу, что ни в коем случае нельзя идти на перепись. Кто ее пройдет – получит печать антихриста. А так как ходили по дворам, то нужно лучше погибнуть, чем допустить перепись. Поддавшись уговорам, вся семья Ковалева и еще несколько человек решили вблизи Тирасполя похоронить себя, заживо закопав. Могильщиком выступил Федор Ковалев, заживо закопавший 25 терновских крестьян. После этого монахиня Виталия очень быстро исчезла, а убитый горем Федор Ковалев был заключен навечно в Суздальский монастырь.

Положение старообрядческих общин в Тирасполе кардинально изменилось после императорского Указа от 17 октября 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости». Согласно этому Указу именовавшиеся ранее раскольниками разделялись на три группы: старообрядческого согласия, сектантство и последователи изуверных учений. Из трех групп только последняя преследовалась по закону в уголовном порядке, а первые две получали равные с православными права. Причем теперь они официально, взамен раскольников, именовались старообрядцами. Им разрешалось возводить храмы и молитвенные дома, присваивать избираемым общинами и сектами духовным лицам наименование настоятелей и наставников. Разрешалось старообрядцам, как и лицам других религий, открывать свои училища, церкви, кладбища; наставникам регистрировать рождение, смерть, акты венчания.

Читать далее