Ехали на тройке с бубенцами. Часть 1

И город в обличье ином засверкал

ТираспольВ России всегда было две беды, и одна из них – плохие дороги. Когда российские власти вернули себе земли Новороссии, они сразу столкнулись именно с проблемой устройства дорог. В прошлые века тракты в России подразделялись на обыкновенные, почтовые, транспортные и фунтовые. Самыми древними дорогами были чумацкие тракты. Один из таких трактов проходил через территорию Тираспрльского уезда. В вышедшем в 1882 г. сборнике «Старинные тракты или дороги в южной России» (Киев) сказано: «В Херсонской губернии от Очакова на запад, на с. Лубянку и м. Ряснополь-Злодийский шлях. Там же, в Ананьевском и Тираспольском уездах, я слышал про Бендерский шлях, которым прежде ходили чумаки, но он, по-видимому, в настоящее время существует только местами. Предания говорят, что по нему уходил из-под Полтавы в Турцию Карл XII».

В конце XVIII века по остаткам этого шляха ехал на тройке лошадей русский писатель П. Сумароков, который в своей книге «Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 г.» писал, выезжая из Маяков: «Отсюда дорога от Днестра отдаляется вправо; до первой станции Корудор 15 (верст – прим. В.П.), от оной до Кучургана 23, а от сей до города Тирасполя 29 верст (...). 25 верст от Малаешт до города Григориополя представляют самые восхитительные картины. Дорога идет по крутым горам, от коих склоняющиеся амфитеатром луга зеленым ковром устилают путь внизу горделиво извивающемуся Днестру».

Торговым путям (чумацим трактам) администрация Херсонской губернии вынуждена была уделять с самого начала большое внимание, так как по ним текли грузы и зимой и летом. Над восьмью трактами шефствовала непосредственно Херсонская строительная комиссия, которой по Высочайшему повелению для улучшения чумацких дорог в Новороссийском крае было отпущено с 1839 г. в течение четырех лет миллион рублей. Среди восьми главнейших торговых артерий Новороссии был и тракт Одесса – Тирасполь, по которому доставляли пшеницу из Бессарабии в Одессу, а оттуда везли бакалейные товары в Тирасполь и Кишинев.

Однако строительством дорог в Тираспольском уезде администрация края озаботилась гораздо раньше. Уже 13 сентября 1819 года херсонский военный губернатор писал тираспольскому уездному землемеру Левицкому: «(...) препроводить ко мне экземпляр (...) дополнительных правил о устройстве дорог, предписал руководствоваться оными в содействии по сему предмету общим уездным присутствием. – Ныне правящий должность гражданского губернатора – г. вице-губернатор Петрулин препроводил рисунок от министерства полиции присланный изображающий все предметы при устроении по предписанным правилам дорог встретиться могущие, требует дабы в немедленном времени распорядиться о проводе плуговыми бороздами линий должных ограничить полную десятисаженную полосу самого проезда – с назначением места для верстовых столбов (...)».

Из другого рапорта Левицкого от 16 ноября 1818 г. за № 67 (сохранившемся в Херсонском архиве) узнаем, что «(...) дороги (...) проложенные по Тираспольскому уезду и согласуются с правилами выше упомянутыми».

Как видно, строительство торговых путей шло в Тираспольском уезде уже в начале прошлого века, но недостаточно быстро. Поэтому в одном из предписаний губернского начальства уездному, четко оговаривались требования: «(...) г. военный губернатор посредством г. управляющего губернией предписал между прочих и тираспольскому общему уездному присутствию, непременно после уборки хлеба начать согласно правилам устройства дорог (...)».

Читать далее