Ехали на тройке с бубенцами. Часть 4

И город в обличье ином засверкал

ТираспольОсобое место в системе дорог занимали почтовые. Через Тирасполь в XIX веке была устроена Большая почтовая дорога из Одессы в Кишинев. Во второй половине прошлого века она пролегала местами по глубоким лощинам, через которые устраивались мосты. На строительство одного такого моста на Поповской балке в 1840-1841 гг. было выделено 2590 рублей 86 копеек серебром. Грунт дороги был песчано-глинистым. Дорога пересекала несколько речек, через которые были построены каменные мосты, как в колонии Мангейм (речка Барсебой), у станции Кучурган (речка Кучурган), деревянный мост через балку в селе Суклея. При большом половодье балка затапливалась, и движение прекращалось. В Парканах в 60-70-х годах прошлого века, когда моста еще не было, переправлялись на пароме, а зимой по льду. Русский путешественник и писатель Афанасьев-Чужеинский, в 1863 году путешествовавший по уезду, писал: «За деревней (Парканы – прим. В.П.) к Днестру тянутся болгарские сады, и тут же между ними есть пойменные луга, из которых иные отгорожены для сенокоса, а другие оставлены для пастбища. Через это место проходит почтовая дорога из Тирасполя в Бендеры, значительно возвышенная и с несколькими мостами на случай днестровских разливов, случающихся иногда и не в урочное время».

Через Тираспольский уезд проходила и другая Большая почтовая дорога, из Бессарабии в Санкт-Петербург. Переправа через Днестр находилась в семи верстах от Дубоссар. Тут также переправлялись на паромах, а зимой по льду. Этот тракт был с песчаным покрытием. И последняя дорога, проходящая по уезду, называлась Средней почтовой. Начиналась она в Тирасполе, шла через Григориополь в Дубоссары по гористой местности, пересеченной глубокими балками, через которые были устроены мосты, в весеннее время затопляемые. В весенне-осеннюю распутицу дорога была небезопасной, так как покрытие было песчано-глинистым и местами состояло из чернозема. В 4-х верстах от Григориополя был устроен каменный мост через реку Тамашлык. Одновременно с устройством почтовых трактов в Тираспольском уезде открылись и почтовые отделения. Так в 1863 г. в Дубоссарах находилась почтовая контора 1-го класса. Интересно, что в уездном Тирасполе в ту пору почтовая контора была только второго класса. В Тирасполе проходил прием почты из Одессы, отсюда она отправлялась в Бессарабию и за границу. Почта приходила в Тирасполь в воскресенье и среду и разбиралась с двух часов дня до семи вечера, а в понедельник и четверг уже отправлялась.

В 1884 г. на содержание почт Тираспольского уезда, которые были отнесены к земству, выделялось 15 тысяч рублей. При почтовых отделениях по всему уезду находились конюшни, в которых стояли тройки, готовые ехать по казенной надобности не только с письмами и газетами. Бесплатными разъездами на лошадях земских почт пользовались чины полиции, судебные следователи, и те земские врачи, фельдшера и акушерки, которые спешили на вызовы к больным. В 1905 г. было составлено расписание земских почтовых станций Тираспольского уезда на трехлетие 1905-1908 гг. Всего на ту пору в уезде числилось 38 станций, которые обслуживали 184 лошади, 89 ямщиков, 89 телег и саней. По правилам, утвержденным тираспольским земским собранием, почтовые лошади отпускались почтосодержателями по предъявлении билета херсонской губернской или тираспольской уездной земской управ, по вручении особого купона (письменного требования пассажира на лошадей). На купоне ставилось: звание, должность, фамилия, имя и отчество пассажира, число взятых лошадей и время, маршрут движения. Лошади выдавались в любое время дня и ночи, но если они отдохнули не менее трех часов, и более 30 верст ехать было запрещено.

Читать далее