Как провожают пароходы. Часть 10

И город в обличье ином засверкал

ТираспольИнтересна история появления и плавания пароходов на Днестре. Первый казенный пароход появился на реке в 1840 году и назывался «Князь Воронцов». Он совершал рейсы между Овидиополем и Аккерманом. В 1847 году на Днестре впервые появился пароход «Луба», принадлежавший г. Лубе. В длину он имел 90 и в ширину 14 футов при 40 силах и углублении два фута. Он должен был совершать рейсы до Ямполя и оттуда буксировать суда.

В 1857 г. на Приморском бульваре в доме Абазы в Одессе открылось Русское Общество пароходства и торговли, чей пароход «Братец» был послан с опытной целью на Днестр, как и пароход «Мария», принадлежавший частному владельцу Поповичу. Всех их постигла неудача.

Первое поражение не остановило поступательное движение паровых судов. Уже в 1870 году они Заняли на днестровских волнах свое прочное место. Русскому Обществу пароходства и торговли и Одесской железной дороге принадлежали курсировавшие по Днестру пароходы: «Батюшка», «Болтун», «Братец», «Дедушка», «Сестрица», «Тетка». Все они, как и строящийся в ту пору в Севастополе пароход «Бабушка», были колесными буксирами и тащили по реке баржи.

Кроме пароходов, ходили по Днестру и паровые баржи. Названия у них были не менее оригинальны и лиричны, чем у пароходов: «Воробей», «Гусь», «Индюк», «Кречет», «Коршун», «Лебедь», «Петух», «Ястреб». Кроме этих судов по реке ходил колесный, пассажирский и грузовой речной пароход «Днестр», принадлежавший господину Потапову. «Днестр» поднимал до 2000 пудов груза.

Полковнику Починскому принадлежал колесный буксирный пароход «Муравей», ходивший с баржами по Днестру, Бугу и Днепру.

Развитие пароходства на Днестре существенно сказалось на торговых оборотах. В 1913 г. из Тирасполя отправлено было вверх 26 тысяч пудов грузов; вниз по реке 312 тысяч пудов; прибыло снизу 209 тысяч пудов, а сверху 176 тысяч пудов. Кроме этого, на плотах отправлено вниз 14 тысяч пудов. Объявленная ценность отправленных грузов – 180 тысяч рублей; прибывших грузов – 92 тысячи рублей; на плотах – 4 тысячи рублей. Причем из Тирасполя отправлено было 21. паровое судно вверх и 302 вниз; отвезено вверх товаров две тысячи пудов, а вниз – 57 тысяч пудов; их ценность составила 167 тысяч рублей. Из Григориополя отправили вниз 26 тысяч пудов пшеницы и столько же ржи. Из Дубоссар отправили вниз две тысячи пудов пшеницы, а ржи 18 тысяч пудов.

Из Тирасполя вниз по реке ушло 4 тысячи пудов пшеничной муки, а сверху прибыло три тысячи пудов; всего же было отправлено вниз 20 тысяч пудов хлеба, а прибыло сверху 4 тысячи пудов хлеба; отправлена вверх была одна тысяча пудов соли. Из Тирасполя вниз ушла одна тысяча пудов керосина, прибыло снизу 181 тысяча пудов дров, а сверху 118 тысяч пудов; вверх ушло пять тысяч пудов лесных строительных материалов, а вниз – шесть тысяч пудов, прибыло сверху две тысячи пудов, на плотах отправлено вниз 15 тысяч пудов. По Днестру в 1912 г. было сделано товарами 1,9 миллиардов пудо-верст.

Интересно, что непаровых судов в бассейне Днестра в 1884 г. было 660; в 1900 г. – 187; а в 1912 г. – 339. В 1912 г. на Днестре ходили два пассажирских судна и 12 товаро-пассажирских.

В 1913 г. Днестр стал одной из пяти рек России, где на паровых судах было перевезено наибольшее количество товаров – 10 процентов. В то же время по Днестру было перевезено 189 750 пассажиров.

Но если пассажирские пароходы приходили и уходили по графику, то товаро-пассажирские пароходы игнорировали всякие графики... Прочтем, что по этому поводу писала газета «Тираспольский листок»: «Эксплуатация днестровских товаро-пассажирских пароходов их владельцами с каждым днем осложняется неудобствами для пассажиров днестровских пароходов. Пароходовладельцы начали игнорировать интересы пассажиров, набирая на пароход грузов в 3-4 раза больше нормы, и пассажирам всех классов приходится преодолевать на палубах баррикады из мешков и ящиков. Жалобы пассажиров на усиленную перегрузку и на большие опаздывания пароходов из-за перегрузки ни к чему не привели».

Читать далее