Как провожают пароходы. Часть 11

И город в обличье ином засверкал

ТираспольВ связи с многочисленными жалобами в августе 1913 г. начала работать комиссия из Могилева-Подольского по освидетельствованию курсирующих по Днестру товаро-пассажирских пароходов. Первый же освидетельствованный пароход «Одесса» был оштрафован на 100 рублей не только из-за перегруза, а и за то, что в буфете парохода оказалась несвежая провизия.

Товаро-пассажирский пароход «Мир» подвергся другому испытанию. Он совершал регулярные рейсы по маршруту Бендеры – Тирасполь – Аккерман. Проходя мимо плавней села Глиное, капитан парохода позволял увеличивать ход корабля. Крестьяне этого села неоднократно жаловались, так как создаваемые пароходом волны губили прибрежные огороды. Но капитан «Мира» обругивал крестьян и говорил, что сам знает, на какой скорости и где ему идти. Тогда крестьяне решили, что и они знают, как им поступать. Крестьянин С. Шеремен и несколько его сообщников в июне во время очередного рейса «Мира» спрятались в камышах и открыли по нему ружейный огонь. Капитан вначале перепутался, но потом стал отстреливаться. К счастью, эта история закончилась без жертв. Но приключения «Мира», который принадлежал владельцам Карасику и Шенфельд в 1913 г. на этом не закончились. Пароход в один из ноябрьских дней столкнулся с другим таким же пароходом «Аккерман» братьев Ясских и Хелинского, шедшим обратным рейсом из Бендер в Аккерман. «Мир» носовой частью таранил «Аккерману» правый борт. Но и на этот раз все закончилось без жертв. Пассажир третьего класса «Аккермана», который спал в месте будущего удара, проснувшись от тревожных гудков, выбежал на палубу и тем самым спас себе жизнь. Линию Бендеры – Тирасполь – Аккерман в основном контролировало Нижне-Днестровское пароходство.

Хаотичное движение по Днестру пароходов различных владельцев, постоянная конкуренция, заставляющая снижать цены на провоз, вынудила сесть за стол переговоров пароходовладельцев.

Еще до закрытия днестровской навигации 1913 г. они съехались в Могилев, а потом в Бендерах продолжали переговоры, и в феврале 1914 г. в Одессе состоялся съезд днестровских пароходчиков. На съезде было постановлено объединиться и принять в общую компанию бывшего конкурента, владельца парохода «Ямполь». С этого времени эксплуатация пароходов стала осуществляться на общий счет: расходы и доходы по всем судам распределялись между пароходовладельцами. Одной из основных линий курсирования пароходов утверждалась Старая Ушица – Тирасполь. В состав пароходного днестровского общества вошли десять пароходов. В депутаты совета избрали от Сорок А. Аринштейна, от Могилева – Ф. Вирта и от Бендер – Н. Ясского. Постановлено было строго следить, чтобы на всех пароходах не было безбилетных пассажиров. За это теперь отвечали кассир и капитан, которые в случаях выявления «зайцев» штрафовались. Кроме того, на Днестре утверждалось страховое общество служащих днестровских пароходов.

Летом 1914 года намечался спуск на воду на линии Бендеры – Тирасполь – Аккерман двух больших товаро-пассажирских пароходов «Дедушка Крылов» и «Дочка», принадлежавших акционерному обществу Русского Черноморства. Эти пароходы производили установку особых барж-пристаней у берегов для публики, нагрузки и выгрузки грузов.

Нововведения и утверждение новой компании, установление единой таксы порядка не добавили. Во второй половине сентября 1914 г. в районе Тирасполя-Суклеи произошло столкновение двух пассажирских пароходов. Поднялась ужасная паника, но, к счастью, никто не пострадал, хотя один из пароходов получил сильное повреждение. По-прежнему товаро-пассажирские пароходы нагружались «под завязку», останавливались по требованию купцов, а пассажиры вынуждены были в осенние дни 1914 г. под открытым небом ожидать по 8-10 часов прибытия пароходов.

Читать далее