Как провожают пароходы. Часть 12

И город в обличье ином засверкал

ТираспольВ ноябре 1916 г. произошла авария курсирующего по Днестру грузового парохода «Богатырь», который недалеко от Тирасполя ударился в зигзагообразном месте реки о берег. Ремонтировать его оттащили в Тирасполь.

Неудовлетворительным состоянием берегов в 1914 году обеспокоилось правление Киевского округа путей сообщения, в состав которого входил и Днестр. Подготовлены были проекты ряда крупных работ по улучшению пристаней и сооружению затонов на пристанях, имеющих важное значение по своему грузообороту. Согласно этому плану уже в мае 1914 г. шли работы у села Парканы. На окончание работ тираспольское земство выделяло еще 10 тысяч рублей.

Меры эти были не случайными, а вынужденными, так как Днестр был рекой непредсказуемой и приносящей прибрежным жителям не одни только блага. Днестр замерзал обычно в конце ноября или в начале декабря, а вскрывался во второй половине февраля или в начале марта. Например, в 1912 г. лед в районе Тирасполя тронулся приблизительно 4 марта, река очистилась 15 марта, а появилось сало 17 ноября, когда и произошло окончательное замерзание. Продолжительность навигационного периода составила 247 дней. Обычное время навигации, как правило, составляло 260 дней, из которых 150 можно было считать половодными. Но зачастую река подвергалась разливам. С марта до половины мая случалось два разлива: один из них, большой, при вскрытии льда.

В книге «Херсонская губерния», изданной в 1868 г. в Санкт-Петербурге находим: «Днестр (...) Разливы его весьма значительны; самый большой весенний, простирается по низменным местам на несколько верст и насыщает долину большой влагой; кроме того, бывают разливы осенью и даже летом, когда у истоков реки, в Карпатских горах, тающие снега или сильные дожди увеличат водяные потоки, дающие начало реке».

Что приносили разгулы водной стихии жителям Приднестровья можно судить по сохранившимся материалам 1913-1916 годов. Большое наводнение случилось в Тираспольском уезде в июле 1913 года. Стихия начала свой разгул с сильного града, выпавшего в начале июля в трех верстах от Тирасполя. Град сопровождался бурным ветром и попортил значительное число посевов. Потом пошел в наступление Днестр. В районе Григориополя он затопил сады и огороды, приведя население в панику. Городской голова г. Григориополя Овасапов писал в уездную управу, что убытки от стихии достигают 200 тысяч рублей, главный въезд в город был залит и, чтобы попасть в Григориополь, нужно объезжать несколько верст кругом. Через два дня убытки в Григориополе, после дальнейшего наступления Днестра, составляли уже около 400 тысяч рублей. Газета «Днестровский край» писала: «Нам передают, что в Терновке от разлива Днестра пострадали почти все сады и огороды; убытки достигают огромной суммы. Для оказания помощи населению г. исправник А.Н. Геркен обратился с просьбой к начальнику гарнизона генерал-майору Красновскому о командировании нижних чинов для того, чтобы отстоять сады и огороды, коим грозит затопление. Просьба г. исправника была удовлетворена, и в Терновку был командирован эскадрон Астраханского полка».

Читать далее