Когда приходят паровозы. Часть 1

И город в обличье ином засверкал

ТираспольПредания говорят, что первую российскую железную дорогу спланировал император Николай I. Взял в одну руку карандаш, в другую – линейку, наложил линейку на карту и соединил карандашом Санкт-Петербург и Москву. По получившейся прямой линии строители обязаны были проложить железнодорожное полотно, так как на то была монаршая воля. И неважно, что там попадалось по дороге – то ли болото, то ли деревня. Можно осуждать, но зато до сих пор в нашей стране это единственная скоростная трасса.

Не менее интересен был замысел планирования дороги в нашем крае. Идея создания дороги от Одессы до Паркан принадлежала проживавшему в Одессе тайному советнику Павлу Яковлевичу Марини. Неоднократно бывая в тридцатых годах прошлого века в Тирасполе и Парканах, он наблюдал, как перемещаются грузы из Бессарабии. Беседовал с живущими около Днестра помещиками и купцами, поставлявшими свои товары в Одессу. Те жаловались, что по Днестру сплавлять неудобно, а по сухопутным трактам – дороговато, так как, после переправы их на паромах в Тирасполе и Парканах, приходится перегружать на телеги, которых порой трудно дождаться, а потому и цены на доставку взлетают и доходят до 50-70 копеек серебром за мешок, вмещающий в себя 7 мерок. Если учесть, что до Одессы было 106 верст, то плата получалась значительная.

Не говоря уже о том, что хлеб доставлялся с большим опозданием, но, из-за длительного ожидания в пути, приходил зачастую зимою сырым и для продажи непригодным. Поэтому Марини задумал для пользы общества составить план... железно-конной дороги между Одессою, Тирасполем и Парканами, а для этого стал хлопотать об учреждении «компании на акциях с капиталом до 600.000 рублей серебром, признанным достаточным для сего предприятия (...)» Чтобы заинтересовать деловых людей, Марини предложил устроить акции по 500 рублей серебром, состоящие из двух куполов по 250 рублей. А на каждые 100 рублей начислялся капитал в размере 4 процентов со дня взноса денег за акцию.

Дорогу он предполагал построить за два года, но, со временем увеличивая капитал, хотел провести вторую линию рельс, к большей выгоде компании. Интересно, как мыслили разработчики осуществлять задуманное. Местом пребывания будущей компании была определена Одесса. А учредителями компании, или общества, стали тогда же бывший еще действительным статским советником П.Я. Марини и коммерческий советник, одесский городской голова К.Ф. Папудов.

Первоначальный проект предусматривал строительство дороги от Одессы до Паркан. Чтобы уменьшить расходы, решено было сделать рельсы деревянными, укрепленными железом с боков, а поперечные брусья сделать хотели сосновыми или дубовыми, смотря по ценам на лес. Для удешевления проекта предполагалось также следовать покатостям дороги, не соблюдая горизонтальной линии, что снижало расходы на образование насыпей, необходимых на обыкновенных железных дорогах, где ходили паровозы.

Выгоды тоже были налицо. По расчетам доставка хлеба из Бендер через Парканы и Тирасполь в Одессу, которая длилась дни, могла быть осуществлена в течение 12-15 часов. Чтобы облегчить доставку хлеба на левый берег Днестра, Марини надеялся испросить у правительства дозволение устроить бесплатно за счет общества необходимое количество паромов в Тирасполе и Парканах.

Читать далее