Когда приходят паровозы. Часть 5

И город в обличье ином засверкал

ТираспольВся железнодорожная ветвь от Раздельной до Тирасполя имела уклон. Самое низкое место находилось у переезда через долину реки Кучурган. От станции Раздельная до станции Кучурган, на протяжении 13,5 верст, дорога направлялась на юго-запад по открытой местности. Пришлось строителям делать насыпи и выемки для выравнивания профиля дороги. Были устроены и переезды для сообщения окрестных деревень Тираспольского уезда. Станцию Кучурган строили на насыпи. Там было возведено: пассажирское здание длиною в 10 и шириною 6 сажен; открытая деревянная платформа; здание для служащих; паровозное здание с пристройкою и поворотным кругом; водоподъемное здание с резервуарами, водокачальная башня с паровою машиною для подъема воды из вырытого на станции колодца и магазин.

При переходе через долину реки Кучурган была устроена насыпь протяженностью 1366 саженей и высотою по середине в 14 саженей. Под насыпью также проложили каменную сводчатую трубу и каменный путепровод длиною по основанию в 16 саженей. Еще две насыпи пришлось делать у самого Тирасполя, причем вторую длиною в 460 и высотою в 14 саженей через Калкатовую балку. Под этой насыпью устроили каменный путепровод длиною по основанию 23,6 сажени. В общей же сложности от Кучурган до Тирасполя было перекинуто через балки двенадцать деревянных, на каменных устоях мостов, длиною каждый по 4 1/4 сажени.

В 17 километрах от станции Кучурган выстроили полустанцию Ново-Савицкую, на открытом ровном месте в трех верстах от хутора Ново-Савицкого, в котором на ту пору числилось 12 дворов. Тем не менее построили небольшое пассажирское здание с открытою каменною платформой.

Место для устройства станции в Тирасполе выбрали в 2,5 верстах от города. Строительство шло быстро и к концу 1867 года на станции появилось пассажирское здание длиною 28,5 и шириною 3 сажени с открытой каменной платформой длиною 61 и шириною 3 сажени. Неподалеку от пассажирского вокзала находилось здание для служащих и паровозное, с поворотным кругом, и водоподъемное здание с резервуарами на 2200 куб. футов воды, которая на станцию доставлялась с помощью водопровода, длиною 1090 саженей из Днестра, у которого поставлено было водокачальное здание с паровой машиной.

Распахнул двери на вокзале и товарный магазин с открытою деревянною платформою. Но обустройство привокзальной площади на долгие годы было отложено. Прилепившиеся по дороге от станции к городу домики стали именоваться Вокзальной улицей. Неподалеку от вокзала появился ипподром. В недалеком соседстве от вокзала находилось и кладбище. Между кладбищем и вокзалом была вся в выбоинах и колдобинах дорога, которая при сырой погоде и дождях начинала раскисать. В 1913 г. местная газета «Тираспольский листок» писала: «Вниманию вокзальной администрации. Нас просят обратить внимание вокзальной администрации на невозможное состояние подъезда к пассажирскому вокзалу. Малейший дождик обращает подъезд в невылазную лужу. Выбоины сильно затрудняют сообщение пассажиров с вокзалом. Часто дает себя чувствовать и невозможное зловоние». Естественно, городские власти вынуждены были на это реагировать, так как огласка шла в губернию. В апреле 1914 г. губернское по земским делам присутствие препроводило городской управе для исполнения копию своего определения об утверждении измененного плана замощения подъездных путей к станции Тирасполь, в котором говорилось: «Проект измененного плана замощения подъездных путей к станции Тирасполь, принятый городскою думою в заседании 13 ноября 1913 года утвердить». Согласно плану, необходимо было провести работы но замощению в следующем порядке: участок по улице Колодезной, от пристани на Днестре до Покровской улицы; участок от Колодезной улицы по Базарной до Дворянской и квартал Дворянской; участок по Покровской от Вокзальной улицы, от пассажирской станции Тирасполь до пересечения с Покровской улицей. Всем этим планам навряд ли суждено было сбыться, так как через несколько месяцев грянула война.

Читать далее