Та заводская проходная. Часть 8

И город в обличье ином засверкал

ТираспольЭкипажная мастерская М. Мараховского располагалась на Колодезной улице в собственном доме хозяина и выполняла всевозможные экипажные, автомобильные и пожарные работы. Занималась изготовлением резиновых колес, продажей резиновых подков и шин.

Пользовалась популярностью находившаяся по Покровской улице мастерская по пошиву одежды портного Х. Толпина, который держал своих подчиненных в строгих рамках. Как-то немой рабочий портного А. Розенберг бросил огрызок груши на материал, за что тут же был жестоко избит хозяином, так как мог нанести ущерб заказчику. Таких мастерских по пошиву различных видов одежды, шляпок и прочих вещей в городе было много.

В Тирасполе и Тираспольском уезде известны были в 1917 году фургонная мастерская А.И. Патрицкого, фургонная мастерская Т.М. Кирьянова, М.В. Газина, фургонная мастерская И.Х. Жолубова, Н.Н. Велембовского, фургонная мастерская Ф.С. Пянтковского, фургонная мастерская И.А. Березовского и Х.А. Шахновского, фургонная мастерская В.М. Тиманюка (Дубоссары), земская сапожная в Тирасполе, земские сапожные мастерские в Григориополе, Дубоссарах, Петроверовке, суконная фабрика В.Г. Симоновича-Накшича, Д.Ф. Драже и В.В. Зубрицкого.

В 1913 году по Покровской улице в доме Бурнусуза открылась школа кройки и шитья Н.Б. Броновицкой, члена Парижской академии, удостоенной почетного диплома и золотой медали.

4 сентября 1916 года в местных мастерских, на заводах и фабриках состоялись выборы старшин, в функциональные обязанности которых входило доводить требования рабочих до владельцев предприятий, то есть быть своеобразными посредниками в решении конфликтных вопросов.

За деятельностью многочисленных предприятий следила комиссия в составе члена городской управы М.Т. Кирилюка, санитарного врача Бурштейна и полицейского надзирателя Щередина. Она проводила периодические осмотры заводов, фабрик, мастерских, и не всегда эти осмотры кончались благополучно для их хозяев. Так было и при осмотре ваточной фабрики Макляревского и Бронштейна. Фабрика была найдена в крайне антисанитарном состоянии, хозяину предписали установить заградители для маховиков и немедленно навести порядок. Суммы штрафов, назначаемые при осмотрах, заставляли хозяев впредь не допускать подобных нарушений и создавать работающим соответствующие условия труда.

Однако и эта комиссия не могла оградить от всех случайностей. От таких, какие произошли 10 февраля 1915 года на заводе Карла Питча. Вот как описывала этот случай газета «Днестровский край»: «Вчера во время работы на заводе Питча раздался оглушительный взрыв. Взорвался 10-ти сильный мотор. Силой взрыва были выбиты оконные стекла. По счастливой случайности никто из рабочих не пострадал. Причину взрыва объясняют неправильной сборкой некоторых частей. Вчера на заводе был установлен новый мотор и работа возобновилась».

Или другой случай, когда рабочий машины Константин Стакулин на круподерке, зазевавшись, был захвачен между двумя валами и, увлекаемый движением машины, был смят. Что ж, производство есть производство, и от несчастных случаев никто не застрахован. Но это не говорит о том, что в городе на предприятиях была несовершенной для того времени технология производства. И это отнюдь не говорило о том, как писали большевики, что «проклятые капиталисты не заботились о пролетарском люде». В годы советской власти пострадавших на производстве было ничуть не меньше, но коммунистическая печать не позволяла об этом писать.

Читать далее