Уездная палитра Тираспольского образования. Часть 10

И город в обличье ином засверкал

ТираспольС приходом в Тирасполь большевиков началась ломка сложившейся системы образования, оно стало носить резко выраженный классово-политический характер. Созданные новые органы народного образования и культурно-просветительские учреждения развернули работу по организации общеобразовательных школ и ликвидации неграмотности среди взрослых. Комиссия по ликвидации неграмотности пригласила «всех желающих посвятить себя этой работе в Тирасполе». Газета «Известия» Тираспольского совета рабочих и крестьянских депутатов сообщила, что 25 июня 1919 г. начались занятия во второй школе грамоты для взрослых и в первой школе грамоты для подростков. С 1 июля началась национализация библиотек и они перешли в ведение отдела просвещения. 27 июня состоялось собрание всех местных научных и педагогических работников. 8 июля заведующий уездным отделом просвещения А. Глядковский разослал волостным отделам народного образования циркуляр по организации внешкольного образования в уезде, где просил особое внимание обратить на эту работу. В циркуляре отдельно была оговорена необходимость предоставить список членов коллегии волостного отдела с указанием «принадлежности к партии». В циркуляре требовали национализации библиотек, оставленных их владельцами. В инструкции о необходимости ликвидации безграмотности среди населения в возрасте от 14 до 50 лет говорилось, что учет неграмотных осуществлялся организованно городскими и волостными внешкольными подотделами, представители которых составляли ведомости путем обхода дворов. Исходя из этих данных определялось количество и место школ по ликвидации безграмотности. В объяснительной записке, составленной уездным отделом просвещения, сообщалось и о том, как вести уроки с использованием народных чтений по экономико-хозяйственной и политической жизни уезда и России. Уезд делился на районы, и в каждом создавался лекторский кружок, куда входили врачи, учителя, агрономы, партийные и советские работники. Чтения проходили в помещениях изб-читален или в школах, или где придется. Для крестьян уезда открылись крестьянские клубы. С женщинами проводились беседы по домоводству, приготовлению пищи и уходу за детьми. По замыслам организаторов эти школы должны были не только ликвидировать безграмотность, но и выработать основы социалистического мировоззрения. Все школы были разделены на школы грамоты для взрослых с преподаванием грамоты и счета; школы 1-й ступени с систематическими курсами и преподаванием природоведения и обществоведения; школы 2-й ступени, дающие разносторонние знания. Учили во всех этих школах родной язык, математику, обществоведение, природоведение.

Но в конце августа в город вошли передовые части деникинской добровольческой армии. Естественно, коммунистическая школа не могла существовать в условиях полярной власти. В школах стали возвращаться к дооктябрьским программам.

12 февраля 1920 г. Тирасполь заняли части Красной армии. Сразу же в городе было образовано управление народного образования – унаробраз. Под его руководством с 15 февраля по 15 июня был открыт детский очаг (детдом), детская читальня, детская площадка, три читальни в уезде, пять школ для взрослых. Начали проводиться лекции и кинолекции, заработали волостные библиотеки. 5 марта в городе состоялось заседание уездной коллегии Тираспольского отдела просвещения под руководством его заведующего Кутоманова.

Подверглась критике старая система образования, решено было ликвидировать должность надзирательниц в гимназии, но тут же пришли к мысли, что кто-то должен выполнять эту работу, как бы должность ни называлась.

Читать далее