Уездная палитра Тираспольского образования. Часть 6

И город в обличье ином засверкал

ТираспольВ то же время директор отмечал высокий профессионализм учителя немецкого языка статского советника Г.О. фон Гаазе. В 1912 г. в училище пришел преподавателем математики выпускник физико-математического факультета императорского университета Борис Любимов. В 1914 г. в училище были введены для изучения латинский и греческий языки, и его выпускники получили право поступать в университеты.

Среди учеников поддерживалась жесткая дисциплина и требовалось хорошее усвоение материала. Нередки были случаи оставления на второй год и отчисления из училища. Так, в 1914 г. был отчислен за неуспеваемость и плохую дисциплину («смеялся на уроке истории; будучи выставлен у скамьи, незаметно от преподавателя садился, (...) нарушал классный порядок произведением особых звуков сложенными кистями рук (...)») сын мещанки Анны Болсуновской – Василий. Только через год он с трудом смог восстановиться в училище, чтобы продолжить образование. Естественно, что при таких требованиях немногие проходили полный курс училища. Оканчивали его 6-8 человек, и только в 1916 г. (когда директором уже был И.И. Иванов), его окончили 14 учеников.

Одним из главных достоинств российского образования являлось то, что. око было всеобщим, но вместе с тем не было принудительным. Правительство создавало условия для учебы всех, но учились те, кто этого желал. Так, в Тирасполе дума беспокоилась обо всех сословиях и помогала организовать как первичное образование, так и высшее. Согласно общей программе народного образования в Тирасполе действовало в начале XX столетия «Общество пособия бедным учащимся». Для тех, кто хотел получить высшее образование, назначалась управой стипендия имени князя Павла Александровича Абамелика, который жил в Тираспольском уезде и завещал капитал для обучения талантливой молодежи. Размер годовой стипендии составлял на 1901 г. – 300 рублей. Получавший ее до этого Дмитрий Муравьев – студент электротехнического института Императора Александра III был уволен из ВУЗа по домашним обстоятельствам, и на эту стипендию претендовало несколько человек, среди которых были выпускник 2-й Одесской гимназии мещанин Сигизмунд Слоневский; дворянин Иван Антонович, студент 3-го курса медицинского факультета императорского университета святого Владимира; студент 4 курса императорского Московского университета Павел Шаркевич-Шаржинский. Кому дать стипендию – решала вопрос уездная земская управа, вернее, ее собрание. Так как Шаркевич, сын суклейской учительницы, получал стипендию в 200 рублей от губернского земства, его кандидатура сразу была снята. Учитывая материальное положение, стипендию князя Абамелика получил совсем другой кандидат – А. Бузук.

Заботились об образовании местной молодежи и землевладельцы. Так один из землевладельцев уезда К.И. Гаюс в конце прошлого века, умирая, завещал капитал в 100 тысяч на устройство в центре Тираспольского уезда ремесленной школы. А брат его С.И. Гаюс предложил безвозмездно часть своей земли на устройство такой школы. Земская управа, исходя из специфики уезда, решила, что в такой школе должны преподаваться предметы, связанные с хлебопашеством и садоводством.

Земское собрание сессии 1898 г. определило строительство 12 новых школ в Тираспольском уезде. А учителям уезда земское собрание решило увеличить жалованье за выслугу, с целью привлечения в уезд высококвалифицированных специалистов. На постройку и ремонт школьных зданий в 1901 г. было отпущено управой 11.947 рублей, и столько же земским собранием. По тем временам деньги значительные. Кроме того, на содержание земских школ уезда было отпущено более 16 тысяч рублей.

Читать далее