Лицом к лицу лица не увидать

  • Адмирал флота. Часть 1

    ТираспольКончался май 1905 года. У острова Цусима русскую эскадру атаковал военный флот Японии. Русские держались мужественно, но силы были неравны.Рядом с крейсером «Олег» шел миноносец «Блестящий».Снаряды японцев сыпались так густо, что вскоре левый борт миноносца был пробит. Образовалась большая пробоина, но корабль устоял.

  • Адмирал флота. Часть 2

    ТираспольМаленький уютный Измаил тех лет, утопавший в садах, с одноэтажными белыми домами, немногим отличался от уездного Тирасполя. Пятилетний Николай рос и бегал среди городских мальчишек, и может быть, бывая на пристани у реки, наблюдая за тем, как ходят груженые баржи, представлял и себя отважным капитаном.

  • Адмирал флота. Часть 3

    ТираспольВ июле 1907 г. Зубов назначается вахтенным офицером на линкор «Слава». А в декабре этого же года получает за усердие в службе звание лейтенанта Высочайшим приказом по Морскому ведомству.Казалось, впереди карьера заурядного морского офицера. Но размеренная и однообразная в мирных условиях жизнь на корабле очень быстро наскучила молодому лейтенанту.

  • Адмирал флота. Часть 4

    ТираспольНо не только исследовательскими работами занимались ученые на «Персее». В свободное время они вели «... поэтическую летопись» своих походов в книге с названием «Пески «Персея». Были в этом рукописном сборнике и стихи Зубова, который увлекался стихотворчеством еще с детских лет, когда бродил по пыльным улочкам уездного Тирасполя. К сожалению, стихи эти не сохранились, а остались только те, что вошли в «Пески «Персея» и были написаны с доброй улыбкой, как шутливая «Песнь о средней треске»:

  • Адмирал флота. Часть 5

    ТираспольВ предвоенные годы Николай Николаевич много времени уделяет изучению Северных морских путей, составлению нового прогноза. Он предлагает в 1935 г. организовать научную экспедицию для исследования «белых пятен» к северу от Шпицбергена, от Земли Франца-Иосифа и в Северной части Карского моря.

  • Основатель лучизма. Часть 1

    ТираспольВ один из дней, когда поутих пожар гражданской войны в России, в Москве, на углу Трехпрудного и Мамоновского переулков, собралось много народу. Конфисковали барский дом, хозяева которого давно куда-то пропали. Мебель разграбили, какие можно вещи унесли, но вот незадача – картины валялись по всему дому. Они-то революционным экспроприаторам были ни к чему. Решено было весь этот «хлам» выкинуть на свалку. Но счастливый случай помог избежать печального финала.

  • Основатель лучизма. Часть 2

    ТираспольРезкая перемена в творчестве Ларионова наступает в 1911 году, когда он с Гончаровой начинает разрабатывать теорию «лучизма» в искусстве. Появляются ларионовские «лучистые картины».В своей книге «Лучизм», вышедшей в 1913 г. в Москве, Ларионов писал: «Введение живописи в круг задач, присущих ей самой, и жизнь ее по законам чисто живописным имеет в виду лучизм. (...) Часто официально лучизм исходит из следующих положений:

  • Основатель лучизма. Часть 3

    ТираспольЧтобы объяснить свою позицию и поговорить о выставке, 12 февраля 1912 г. в большой аудитории Политехнического музея организовал диспут «Бубновый Валет», где должны были выступить Кандинский, Д. Бурлюк и Кульбин. Народу пришло много, так как всех интересовала ожидавшаяся стычка с ларионовским «Ослиным Хвостом». И стычка действительно произошла, и группа Ларионова ее выиграла. Когда докладчики «Бубнового Валета» окончили свое выступление, на кафедре появилась стройная женщина в черном.

  • Основатель лучизма. Часть 4

    ТираспольА в 1912 г. события развивались так. Через две недели после закрытия «Бубнового Валета» открылся наконец сопровождаемый целой серией газетных рецензий «Ослиный Хвост». Вызов, брошенный в названии выставки, наотрез отказалась признавать администрация Московского училища живописи, ваяния и зодчества, в здании которого расположились работы ларионовской группы. Она посчитала оскорбительным, чтобы над входом в «Храм искусства» красовалась «ослиная» вывеска. Пришлось примириться с тем, что «Ослиный Хвост» обойдется без вывески.

  • Основатель лучизма. Часть 5

    ТираспольЖизнь самих художников в это время была окутана налетом скандальной известности. Гончарову привлекали к ответственности за оскорбление нравственности сюжетами ее картин, якобы чересчур эротические сцены переплетались с библейскими.О буйном нраве Ларионова ходили легенды. Говорили, что он мог поколотить даже своих друзей, если они выражали с ним явное несогласие, а однажды, еще в 1906 г., он сбил с ног Дягилева, который привез его в Париж на выставку «Осенний салон».

  • Основатель лучизма. Часть 6

    ТираспольВ 1917 г. Дягилев устраивает показ картин Ларионова и Гончаровой в Риме вместе с работами Пикассо. Их картины начинают выставляться в Нью-Йорке, Лондоне, Токио, Милане. К художникам, наконец, пришла заслуженная ими мировая слава. Но Ларионов и Гончарова томятся своей разлукой с родиной. Несмотря на мировое признание, их тянет домой, они начинают хлопотать о возвращении в Россию.

  • Основатель лучизма. Часть 7

    ТираспольС Ларионовым дружил крупнейший писатель русского зарубежья И.А. Бунин. Когда Иван Алексеевич получил в 1933 г. Нобелевскую премию, Ларионов и Гончарова устроили ему чествование в парижском ресторане «Ристаль», на улице Вильен.