Лицом к лицу лица не увидать

  • Мастер световой живописи. Часть 1

    ТираспольШел 1883 год. В Тирасполь по служебным делам приехал уроженец города, работающий директором заводов в Брянске – Кошницкий. В Тирасполе у инженера Кошницкого был дом. Естественно, вернувшись в родной город он первым делом решил навестить старых знакомых. Один из них, Рафаил Бершадский, был рабочим. Когда они встретились и разговорились, Бершадский попросил у него совет: что делать с сыном, которому исполнилось 14 лет? Мальчик рисовал, причем уделял этому занятию все свободное время. Поначалу в семье даже случился скандал.

  • Мастер световой живописи. Часть 2

    ТираспольУчеба в училище закончилась живописной работой головы. Костанди настоял, чтобы Бершадскому разрешили писать маслом целую фигуру. И ученик не подвел учителя. Юлий Рафаилович закончил художественное училище в 1892 году с двумя серебряными медалями за отлично выполненные работы.

  • Мастер световой живописи. Часть 3

    ТираспольК концу учебы в Академии руководителем мастерской, в которой учился Бершадский, был назначен профессор Ковалевский. Но он только утвердил эскизы конкурсной картины художника «Базар на юге». Картина изображала базарную площадь с группой людей, горой арбузов, залитых солнцем. Картина не только получила высокую оценку преподавателей, но на нее появились многочисленные рецензии.

  • Мастер световой живописи. Часть 4

    ТираспольЖивописные работы Бершадского приобретают широкую известность. Он получает приглашение издать в виде репродукции свой автопортрет и участвовать в иллюстрации книги Когоута «Знаменитые евреи». Особенной популярностью в это время пользуются портретные работы. Известны портреты жены, детей, членов семьи художника. Наиболее удачным считается большой портрет его жены с дочерью, написанный маслом.

  • Мастер световой живописи. Часть 5

    ТираспольФевральская революция и Октябрьский переворот практически не нашли отражения в творчестве художника. Видимо, Бершадский не очень доверял новым лозунгам и обещаниям всемирного благоденствия. А может быть, как художник предвидел в конечном итоге крах этой авантюры. Во всяком случае, в 1918-1925 годах не изменяет своей тематике. Пишет женские портреты, натюрморты, появляются его работы «Голова мужчины», «Ланжерон», «Водопад», «Закат».

  • Летописец Тирасполя. Часть 1

    Тирасполь7 ноября 1913 года в газете «Тираспольский листок» появилось объявление: «Назначения. Окончивший Одесское художественное училище Александр Фойницкий назначен учителем графических искусств в Тираспольское высшее начальное училище». Училище это располагалось по улице Покровской №33.

  • Летописец Тирасполя. Часть 2

    ТираспольПосле окончания гражданской войны Фойницкий возвращается осенью 1921 года в Тирасполь. Естественно, художник начинает переосмысливать случившееся и отражает в своих полотнах новую жизнь бывшего уездного города. Это картины «Митинг в Тирасполе по поводу образования МАССР», «Первомайский парад», «Базар», «Бывший дом культуры в Тирасполе», «Новые дома», «Первый автобус в Тирасполе», «Пограничник», «Новостройка», «Тирасполь строится», «Разлив Днестра».

  • Летописец Тирасполя. Часть 3

    ТираспольАлександру Федоровичу удалось за короткое время собрать в музее большую коллекцию работ русских, украинских и молдавских художников. Но... началась война и румынско-фашистские варвары разграбили художественные сокровища музея. Погибли и полотна Фойницкого.

  • Летописец Тирасполя. Часть 4

    ТираспольВ послевоенный период художник остался верен основным своим темам, создает серию работ, среди которых портреты М.И. Горелика, Г.Н. Балана, С.К. Марецкого, П.М. Крачуна.За заслуги в области развития изобразительного искусства Молдавии и общественно-педагогическую деятельность в 1947 году А.Ф. Фойницкий был удостоен Почетной грамоты Верховного Совета Молдавии, а в 1957 году ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств республики.

  • Летописец Тирасполя. Часть 5

    ТираспольНесмотря на все наговоры, в 1968 году за заслуги перед городом Фойницкий был удостоен звания Почетный гражданин Тирасполя.Он и в самом деле имел все права на это звание; Многочисленные свои работы Фойницкий бесплатно отдавал школам (например, школе № 6), музею, художественной школе.

  • Из казачьего рода. Часть 1

    ТираспольВ 1880 году в Крымском имении Раевских было обнаружено заболевание виноградников – филлоксера, которое до тех пор встречалось только за границей. Заболевание считалось очень серьезным, от него гибли огромные виноградные плантации во Франции, Италии, Венгрии, Португалии, Швейцарии, Испании и даже соседней Румынии.

  • Из казачьего рода. Часть 2

    ТираспольКрым не стал делом его жизни. Уже в 1892 году Погибко вернулся в Бессарабию, где провел два года в филлоксерной партии, а с 1895 по 1896 год редактировал Одесский журнал «По морю и суше».Но дороги ученого вновь и вновь возвращают его в Приднестровье, где он с 1896 г. по 1898 г. руководит мероприятиями по защите от вредителей садов и виноградников Херсонской и Подольской губерний.