Адмирал флота. Часть 3

Лицом к лицу лица не увидать

ТираспольВ июле 1907 г. Зубов назначается вахтенным офицером на линкор «Слава». А в декабре этого же года получает за усердие в службе звание лейтенанта Высочайшим приказом по Морскому ведомству.

Казалось, впереди карьера заурядного морского офицера. Но размеренная и однообразная в мирных условиях жизнь на корабле очень быстро наскучила молодому лейтенанту.

Может быть, поэтому и вспомнил он о своих ранениях и стал ходатайствовать о списании по болезни. В июне 1908 г. он был списан с корабля. Но море влекло его к себе с еще большей силой, И он не мыслил для себя другой карьеры.

Зубов выхлопотал разрешение и в июне 1908 г. успешно сдал вступительный экзамен в Николаевскую Морскую академию на гидрографический отдел. В этом же году появилась его первая печатная работа «Мысли о сигнализации в бою» в «Известиях военно-морского кружка при Морской академии». Н.Н. Зубов окончил Морскую академию по 1 разряду и получил назначение на эскадренный миноносец «Генерал Кондратенко» в составе первой минной дивизии Балтийского флота. А потом попадает в штурманские офицеры 1 разряда с исполнением обязанностей флагманского штурмана штаба командующего отрядом заградителей Балтийского моря. В июле 1911 г. в возрасте 26 лет он уже временно командующий эскадренным миноносцем «Бурный».

Блестящая карьера морского офицера открылась для Зубова. Но его влечет научная работа, и он переводится старшим офицером на посыльное судно «Бакан», которое в летние месяцы занималось обследованием берегов Новой Земли. В 1912 г. Зубов на «Бакане» в Баренцевом море производит съемку и промер глубин в Чешской губе в районе устья реки Пеши, а затем губы Митюшихи у Новой Земли.

Здесь он сделал свой окончательный выбор: ученый победил в нем строевого офицера, и в 28 лет он в ноябре 1913 г. уволился в звании старшего лейтенанта из флота с пенсией 345 рублей в год и поступил на работу в гидрометеорологическую часть отдела торговых портов Министерства торговли и промышленности.

Но научной работой Николай Николаевич занимался недолго. Вспыхнула война, и Зубов, как патриот России, добровольно возвращается на флот. Офицер Зубов командует миноносцем «Послушный», переходит флагманским штурманским офицером в штаб бригады подводных лодок, награждается орденом святой Анны 3-й степени с мечами и бантом за храбрость в боях. За отличие в службе производится в капитаны 2-го ранга, назначается флагманским штурманским офицером при штабе командующего флотом Балтийского моря.

Естественно, боевой офицер, герой двух войн, не мог приветствовать развал армии и флота, не мог во времена октябрьского переворота перейти на сторону людей, вооруженным путем свергших законную власть. Поэтому он оказался в армии талантливого морского адмирала Колчака в должности командира батальона в чине подполковника.

После крушения белого движения красными был направлен в Штаб Наморси начальником учебного отдела Штаба Наморси в Москве.

С этих пор Зубов окончательно становится ученым. В 1921 г. образуется Первый морской научный институт, с биологическим, гидрологическим, метеорологическим и геолого-минералогическим отделениями, для исследования северных морей, их островов, побережий – сокращенное название его стало Плавморнин. Зубов был в числе первых его сотрудников и участвовал в достройке первого советского научно-исследовательского судна «Персей».

19 августа 1923 г. «Персей» вышел в свой первый рейс под руководством директора института И.И. Месяцева, а Зубов был начальником гидрологического отряда. Работа на «Персее» дала Зубову материалы для написания первого крупного научного труда. «Отчет гидрологичеохих работ Морского научного института в юго-западной части Баренцева моря на э/с «Персей» в 1928 году».

Теоретические разработки Зубова в этом отчете позволили в дальнейшем создать основы советской океанологии. Сам Николай Николаевич высоко оценивал время, проведенное на «Персее». На склоне своих лет он писал: «В совместной работе отдельные ученые знакомились с достижениями родственных отраслей науки, обменивались опытом, обсуждали общие проблемы. Таким образом, «Персей» всегда был своеобразным морским университетом ... Неудивительно поэтому, что большинство ведущих советских исследователей моря некогда плавало на «Персее».

Читать далее