Актёр с пушкинской улицы. Часть 7

Лицом к лицу лица не увидать

ТираспольВ 1922 году Шумский заведует волостным отделом народного просвещения в селе Станиславском и организовывает там театральный кружок, для которого сам пишет одноактные сатирические пьесы под общим названием «Станиславские болячки». А потом неожиданно уходит в матросы Станиславской речной пристани.

Однако слава об актере Шумском уже перешагнула границы Херсонщины. В 1925 году в старой театральной Одессе свершилось культурное событие – распахнул свои двери Украинский драматический театр «Укргосдрама». Основную часть труппы составили актеры, перешедшие из Днепропетровского театра имени Шевченко. В числе актеров, приглашенных из других городов, был Ю.В. Шумский.

Вообще 20-е годы на Украине были временем формирования украинского театра из самодеятельных кружков и профессиональных актеров, периодом становления украинской советской драматургии. Становятся известными Днепропетровский театр им. Т.Г. Шевченко, Киевский – имени И. Франко и Львовский – им. М. Заньковецкой.

На открытии Одесского украинского театра была поставлена плохонькая, неудачная драма А.В. Луначарского, где речь шла о социальной революции в Балославии. По сути, это была попытка создать пьесу для советской богемы. Ставил спектакль известный режиссер Борис Глаголин, бывший издатель журнала «Театр литерутарно-художественного общества» в театре АС. Суворина. Остается загадкой, как такой петербургский эстет мог поставить такую откровенно низкопробную драму. Правда, Глаголин не без иронии определил стиль спектакля как «классический бульваризм».

По сути, актер-любитель Шуйский оказался в окружении сильного состава: первый сезон открывали Н. Замычковский, Е. Хуторная, М. Пилипенко, Л. Мациевская, П. Нятко, Н. Ужвий и другие. Естественно, что поначалу Шуйскому доставались эпизодические роли. Но главное, наконец, Юрий Васильевич попал в серьезную среду профессионального театра. Поначалу к нему относились как к любителю, чуть ли не свысока. Но Шуйский работал, и вскоре его заметила взыскательная и избалованная громкими именами одесская публика. Уже в первом спектакле, где Шумский играл эпизодическую роль матроса Власенко, он сумел создать живой образ, так как хорошо знал портовую жизнь.

В комедийной роли в спектакле «Седи» молодому актеру удалось избежать внешних решений (смешить публику приемами внешнего комикса), он играл натурально. Режиссеры обратили внимание на явно реалистическую манеру игры актера, когда он создавал образы Труфальдино в «Слуге двух господ» Гольдони и Фигаро в «Женитьбе Фигаро» Бомарше. Реалистическое начало сказывалось даже на таких созданных Шуйским образах, как Голохвостый из комедии «За двумя зайцами».

В конце двадцатых – в начале тридцатых годов Юрий Васильевич становится видным актером украинского театра. Особенно ему удалась роль Шванди в спектакле «Любовь Яровая». Образ Гайдая удался Шуйскому в спектакле «Гибель эскадры» Корнейчука, поставленном в Одесском театре Революции. Кстати, это было первое сценическое воплощение в будущем широко известной зрителям драмы. Модный в те времена театральный критик Остап Вишня писал: «Не подумайте лишь, что любовь эта (имеется в виду любовь к Одесскому театру, – прим. авт.) только за «прекрасные глаза». У него прекрасный актерский состав (...) Особенный успех имеет Ю. Шумский. Это «нутряной актер» в наилучшем смысле этого слова, с колоссальной, если можно так сказать, творческой амплитудой. Размах его огромный. Швандя в «Любови Яровой», «разухабистый» Дудка в «Республике на колесах», он в «Закате» Бабеля и «Соборе Парижской богоматери» поднимается до моментов глубокого драматизма».

В 1932 году Шумский уже сам ставит пьесу А.М. Горького впервые на украинском языке.

В 1934 году приказом Наркомпроса в Киев для укрепления труппы имени И. Франко были переведены из Одессы Ю.В. Шумский, а из Харькова – Н.М. Ужвий и А.М. Бучма. В декабрьской премьере того же года главную роль в спектакле А. Корнейчука «Платон Кречет» играл Ю. Шумский. Он был тепло встречен зрителями, а критики заговорили, что это «был великолепный, художественно совершенный спектакль, в котором типы, характеры, слова, движения, жесты, декорации, музыка – все гармония».

Читать далее