Актёр с пушкинской улицы. Часть 8

Лицом к лицу лица не увидать

ТираспольРеалистическое решение Шуйским образа Платона Кречета стало ключом к творческому созданию сценических образов других пьес А. Корнейчука.

Актер создает целый ряд ярких образов, таких, как крестьянин Тарас Голота в «Правде», гетман Зиновий-Богдан Хмельницкий в одноименной трагедии, сержант артиллерии Прокоп Ключка, председатель колхоза «Тихая жизнь» Кондрат Галушка в пьесах «В степях Украины» и «Партизаны в степях Украины», и, наконец, другой председатель колхоза, Иван Петрович Романюк, в комедии «Калиновая роща».

Юрий Васильевич впоследствии писал: «В Корнейчуке я нашел того драматурга, где отношение к жизни, где искусство созвучно с моим отношением к жизни, с моими творческими устремлениями – независимо от того, играю я роли передовых советских людей или высмеиваю людей, заблуждающихся и отставших».

В 1936 году Юрий Васильевич в пьесе «Дон Карлос» Шиллера создал сценический образ короля Филиппа II. Для того, чтобы вжиться в образ, он изучил множество документов той эпохи.

В предвоенные 1937-1940 годы Ю. Шумский сыграл одну за одной три роли. В одной из них – в пьесе В. Суходольского «Устим Кармелюк» – воссоздал образ народного любимца и героя.

В 1937 году на сцене Киевского театра имени Франко появляется пушкинская трагедия «Борис Годунов», где Шумский опять выступ ил в главной роли. В процессе создания образа царя Бориса актер стремился дать свое толкование трагедии. Он показывает внутреннее перерождение его психологии: от раба, зятя Малюты, до владетеля государства Российского. Его Годунов благороден и коварен, велик и ничтожен.

Летом 1941 года театр им. Франко выступал в Москве, там актеров и застало известие о начале войны. Во время оккупации труппа находилась в Тамбове, а затем в Семипалатинске и Ташкенте, но Шумский работал на радио в Саратове, откуда они вещали на партизанские районы. Актер читал стихи Максима Рыльского. В составе групп артистов Шумский выезжал на фронт, а в 1944 году, после освобождения Киева, возвращается туда.

Во время войны его постигает тяжелое горе. В статье «Театр и жизнь», опубликованной на страницах газеты «Правда Украины», Юрий Васильевич писал: «Незадолго до окончания Великой Отечественной войны я пережил тяжелую весть: были убиты на фронте двое моих сыновей...» Он с головой уходит в работу, чтобы заглушить свою боль. Поэтому так правдивы его герои Прокоп Ключка из пьесы Муравьева «Победители» и профессор Буйко из одноименной пьесы Я. Баша. Буйко гибнет в борьбе с фашистами, это фигура не вымышленная.

До конца жизни Юрий Васильевич работал в театре им. Франко. Но он снимался и в кинофильмах «Ночной извозчик», «Ефимия смеется», «Буря», «Сашко-музыкант», «Беня Крик», «Пятый океан», «Третий удар», где играл роль маршала Василевского.

Играя самые разноплановые образы в произведениях украинской, российской и классической драматургии, Ю.В. Шумский никогда не повторялся, так как умел находить правдивые житейские детали.

Читать далее