Баллада остановленных мгновений. Часть 4

Лицом к лицу лица не увидать

ТираспольСреди многочисленных послевоенных работ Учителя выделяется его лирическая трилогия – три фильма о России и о загадочном русском характере, который переломал бронированный хребет фашизма. Первым из трилогии вышел фильм «Русский характер». Сценарий его писал Учитель совместно с И. Котенко и Е. Рябчиковым. Фильм создавался как серия лирических новелл о русских людях разного возраста и профессий. В ходе работы над фильмом его главному режиссеру – Учителю удалось выполнить сверхзадачу – показать через судьбы людей историческую судьбу России, насколько это было возможно в условиях коммунистической цензуры, хоть и несколько упрощенной хрущевской «оттепелью». В фильме мелькают кадры гражданской войны, голода Поволжья, Великой Отечественной войны, восстановление мирной жизни. Заставляют сопереживать сцены о встречах брянских партизан на опушке леса, где ветераны поминают павших друзей-товарищей. Особый лиризм фильму придает русская природа, на фоне которой разворачиваются все основные события.

Второй фильм этой трилогии вышел в 1959 году и назывался «Дочери России». Главным режиссером и сценаристом вместе с И. Котенко был снова Е. Учитель. В основе сюжета на сей раз лежала судьба трех поколений семьи питерской работницы Агриппины Ильиничны Кругловой. Фильм также состоял из серии новелл. Героини фильма не снимались в кино, но режиссер умело монтирует их рассказы с хроникой тех лет.

Казалось бы, что объединяет серию разных новелл между собой? Но просто и талантливо объединил разные рассказы верно найденный лейтмотив – русские березы, появляющиеся на экране между отдельными, внешне не связанными между собой, эпизодами.

Трилогия завершилась созданием фильма «Мир дому твоему». Сценарий Учитель также написал совместно с И. Котенко, и, как в прошлых фильмах, выступил главным режиссером. В основе сюжета – толстовское толкование войны и мира. Символичен и выбор одного из основных объектов – дома по улице Строителей, под которым обнаруживается склад с боеприпасами. Но мир побеждает, война отступает. Дом становится лейтмотивом, и если вглядеться в него, то можно понять, что это же наш общий дом – Россия, в котором мы все живем и который в любую минуту может взорваться. В условиях той цензуры многое сказать было нельзя, но умный догадался, а дурак не понял. И поэтому можно понять, почему конец совершенно пристегнут к основному сюжету и не вытекает совсем из фильма. Конец этот был об утверждении идеи, что «коммунизм на земле начинается с дома, в котором ты живешь». Нужно учитывать, что тогда было время «построения коммунизма по Хрущеву», и вполне вероятно, что цензура, как и в 1942 году, потребовала более радужного фильма.

До и после трилогии вышло на экраны много удачных фильмов, где Ефим Юльевич выступил как сценарист и как режиссер. Это такие фильмы, как «Ленинград» (1947 г.), «Сибирь Советская» (1949 г.), «Путь к морю» (1952г.), «Песни России», «Рассказы рабочих», «Твое щедрое сердце» (1967 г.), «Вилегодские мужики» (1971 г.), «Граница» (1972 г.), «Доброе утро, люди» (1981 г.).

Хотя нынче прошлые награды и не в почете, но в то время это считалось большой честью, когда за заслуги в области развития кинематографии Ефиму Юльевичу в 1973 году вручили орден Ленина. Ему также было присвоено звание народного артиста РСФСР, а в 1976 г. народного артиста СССР.

Остается надеяться, что снимки, сделанные талантливым оператором, режиссером Е.Ю. Учителем в его родном Тирасполе, когда-нибудь найдутся и займут свое место в истории города.

Читать далее