Дорогой совести. Часть 2

Лицом к лицу лица не увидать

ТираспольИное дело, учитель местной гимназии, который понимает, что провинция «убивает человека, особенно нас, учителей. Она высасывает из нас всю кровь, и мы в конце концов превращаемся в консервы. И не потому, что нечего и некого читать... нет! Но для чего? Чтобы жить и умереть здесь, и того, что я прочел, много. Болгария приносит нас в жертву, и мы смиряемся ради куска хлеба. Мы здесь потеряли вкус к жизни, а без этого человек, если не труп, то по меньшей мере больной».

Другое дело, давний сокурсник Ирмова по учебе на юридическом факультете во Франции – Линовский. Он вышел из низов общества. Из-за нищеты переступает порог совести и подделывает диплом. А раз переступив, он опускается все дальше и дальше. Для него все равно, как приходят деньги, лишь бы они оседали в его кармане. Поэтому, Линовский поит провинцию плохим вином и кормит гнилыми продуктами. Для него: «Деньги одинаковы. Выданы ли они за какой-нибудь сентиментальный роман или за очистку ватерклозетов. Не все ли равно? (...) А мир таков, что нечистая работа больше дает, потому что не каждый за нее берется. (...) Вы все обращаете в мысли и образы, а мы обмениваем свой мозг на пятаки».

Это своего рода тоже талант, но талант человека, обменявшего совесть на мошенничество. Самое страшное, что и дети Линовского наследуют его принципы. Цепь во времени бесконечна. В жизни всегда идут рядом: добро и зло, совесть и мошенничество. Каждый волен выбирать свой путь. И писатель задумывается: в чем же смысл жизни и где истина? В одном из его лучших рассказов гражданского звучания, названном «Маленький содом», другой герой Стаматова, капитан Дмитрий Абаров, восстает именно против этой рабской психологии, когда деньги заменяют честь и совесть. Он возвращается в Болгарию из плена после первой мировой войны и видит, как все неузнаваемо изменилось и, главное, изменилась его семья, и в городе ходят слухи, что его отец разбогател на каких-то махинациях и купил богатый дом вдовы погибшего полковника, которого Дмитрий хорошо знал. Сестра его собирается замуж за бывшего противника Болгарии – итальянца. Он не выдерживает, съезжает из дома, Диму считают сумасшедшим. Стаматов переживает и вкладывает свои чувства патриота в своего героя и от его имени произносит обличительные слова о разлагающейся стране. Абарова не понимают близкие, предают любимая девушка и денщик, не понимают друзья. Он не видит выхода, душа его надломлена. Митя садится к столу: «Писать... кому? Зачем? Опять назовут сумасшедшим... Один... Митя встал, снял со стены пистолет «Единственный друг»... Митя поднял пистолет, приставил дуло ко лбу... Перед глазами что-то блеснуло... все закружилось, потемнело... Пианино умолкло...»

Очень точная деталь – умолкшее пианино – делает трагедию еще более осязаемой и жуткой. Ведь когда умирает искусство, музыка, культура, умирает или деградирует все общество, что мы и наблюдаем сегодня, после 75-летнего угнетения российской культуры.

Но таких патриотов, как Дмитрий Абаров, мало, от этого и беды идут, потому что в обществе преобладают люди другого склада, как Вирянов (герой одноименного рассказа Стаматова), который за блага земные готов отдать и свою невесту, и в конечном итоге свой талант, ибо талант не может существовать в продажном человеке, он гибнет вместе с совестью: «Вирянов в кабинете собственного дома. Удобно сидеть в кресле у письменного стола, скрестив руки на животе. Передним рукопись нового романа. «Чего-то не хватает», – думает он с грустью, в который уже раз перелистывая её. Он отодвигает рукопись и задумывается. Открывает ящик стола. Начинает рыться в прошлом. Вынимает школьную фотографию – рожица самодовольного юнца, важно стоящего под акацией во дворе школы. В руке сборник стихотворений. Нашел первый томик, посвященный Анне (его любовь, от которой он отказался ради выгодной партии). Раскрыл, начал читать. Каждая строка дышала жизнью, отзываясь в душе радостью надежд болью разочарований... На глаза навернулись слезы».

Сам Стаматов предпочел путь совести. Личная жизнь у него не сложилась, детей не было, но остались книги. Перу Георгия Стаматова принадлежат сборники «Избранные очерки и рассказы» (1905 г.), «Наброски» (1915 г.), «Палладини» (1924 г.), «Пылинки» (1934 г.). В 1923-1930 годах и в 1950, 1961 и 1967 годах выходили сборники избранных рассказов писателя. В 1972 г. издательство «София-пресс» выпустило в свет избранные рассказы Стаматова в переводе на русский язык.

Умер Георгий Порфирьевич Стаматов 9 ноября 1942 года в Софии. Поскольку у писателя не осталось прямых родственников и наследников, архив его не сохранился, он распылен по частным коллекциям, и даже в Софии не существует в центральном государственном историческом архиве его фонда, материалы распылены по разным фондам: Христо Брезицова, Стефана Ждикова, Ивана Радославова, Ивана Карановского и другим. Но, имя уроженца Тирасполя Георгия Стаматова навсегда вошло в классическую болгарскую литературу XX века.

Читать далее