Летописец Тирасполя. Часть 2

Лицом к лицу лица не увидать

ТираспольПосле окончания гражданской войны Фойницкий возвращается осенью 1921 года в Тирасполь. Естественно, художник начинает переосмысливать случившееся и отражает в своих полотнах новую жизнь бывшего уездного города. Это картины «Митинг в Тирасполе по поводу образования МАССР», «Первомайский парад», «Базар», «Бывший дом культуры в Тирасполе», «Новые дома», «Первый автобус в Тирасполе», «Пограничник», «Новостройка», «Тирасполь строится», «Разлив Днестра».

Особенно много картин и рисунков написал художник у Днестра. Река, притягивала его воображение. Он рисует Днестр весенний – в светлых, радужных красках, с подходящей к его берегам приземистой улицей. То неожиданно живописует обрывистый берег с одиноко стоящим и буйно цветущим деревом. Что в этой картине? Уж не трагедия ли его собственной жизни, которая, можно сказать, не удалась.

В Тирасполе Фойницкий поселился в доме № 8 по Днестровскому переулку. Дом принадлежал офицеру местного гарнизона. Однако настали жуткие времена советской власти, и за принадлежность к дворянскому сословию этот офицер был арестован и исчез в многочисленных концлагерях. Осталась его молодая жена Лидия Фелициановна, преподаватель. Фойницкому пришлась по душе молодая хозяйка. Долгие годы он пытался за ней ухаживать, но безрезультатно. Лидия Фелициановна верила, что муж вернется. Художник страдал, рисовал ее образы, многочисленные рисунки говорят об этой любви. И, в конце концов, женщина поняла, что возврата к старому не будет. Не вернется назад тот красавец офицер, который пленил ее девичье воображение. Старая жизнь умерла безвозвратно вместе со старым строем. А рядом был художник, любивший ее, и ей ничего не оставалось, как дать согласие на их брак. К тому времени будущие молодожены долгое время преподавали в школе № 3. Хотя все знали об их взаимоотношениях, но до самой свадьбы они делали вид на людях что даже мало знакомы. И это тоже было элементом порядочности. Чертой Фойницкого-интеллигента.

Дом, где жил Фойницкий, выглядел скромно по нынешним меркам. Несколько комнат, кухня, дворик, где росла сирень. Художник любил сирень и часто сидел весной под ее сенью, любуясь буйным цветением, возрождением природы. Это нашло отражение во многих его живописных работах и рисунках.

Фойницкого можно назвать историко-писателем старого, ныне уничтоженного Тирасполя. На протяжении всей своей жизни художник писал старые уголки города, его улицы и новостройки. Своим ученикам он объяснял, что хочет увековечить город, ставший ему родным.

Наряду с живописными работами маслом на холсте Фойницкий много пишет акварелью. Появляется в тридцатых годах работа «Строительство театра в Тирасполе» (1935 г.). В одном из альбомов той поры у Александра Федоровича много рисунков старого базара на фоне одноэтажных домиков. В альбоме 1933 года рисунки окраин Тирасполя – плотно прилепленные одна к другой хаты, гуляющие на переднем плане куры. Таким был город, таким его запечатлел реалист-художник.

И в альбоме следующего года наряду с рисунками женских фигурок и акварельных рисунков находим Тирасполь. Это зимний пейзаж улицы, и на переднем плане – вечерний снег и счастливые катающиеся на санках дети.

Художник рисует не просто улицы города, но уходящее старое с наступающим новым. По его картинам можно судить о том, как, и даже конкретно где, менялось лицо Тирасполя. Вот, например, рисунок города ранней весной. Еще спит природа, но на улице горожане уже вскапывают будущие клумбы, принесли для посадки новые деревья.

И, кажется, даже приземистые хаты радуются грядущему обновлению. Привлекает внимание в этом альбоме за 1934 год акварельный рисунок строительства дома в городе. В блокнотах много зарисовок военных. Художник готовился к работе над батальными полотнами. Картины А.Ф. Фойницкого 1936-1939 годов появляются на многочисленных выставках, а «Штурм Перекопа», «Строительство театра», «Партизаны у костра» закупает Тираспольский художественный музей, который создается в 1939 году при содействии и руководстве А.Ф. Фойницкого.

Читать далее