Летописец Тирасполя. Часть 4

Лицом к лицу лица не увидать

ТираспольВ послевоенный период художник остался верен основным своим темам, создает серию работ, среди которых портреты М.И. Горелика, Г.Н. Балана, С.К. Марецкого, П.М. Крачуна.

За заслуги в области развития изобразительного искусства Молдавии и общественно-педагогическую деятельность в 1947 году А.Ф. Фойницкий был удостоен Почетной грамоты Верховного Совета Молдавии, а в 1957 году ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств республики.

Большое внимание Фойницкий на протяжении всей своей жизни уделял воспитанию учеников, поиску и становлению талантов. С первого дня своего приезда в город в 1913 году и до самой смерти его дом был открыт для учеников. Он внимательно рассматривал приносимые к нему рисунки, советовал начинающим. Когда он понял, что домашних уроков мало, при его участии и по его инициативе при Тираспольском Дворце пионеров была создана художественная студия, ставшая первой ступенькой на пути к профессиональному мастерству многих художников. Среди известных художников, окончивших эту студию и бывших учеников Фойницкого – художники Л. Григоращенко, В. Коваль, Л. Глущенко, С. Тухарь. Ю. Румянцев, В. Гальперин и многие другие.

Многие талантливые ученики студии Фойницкого – В. Ткаченко, М. Витавер, О. Колесниченко, В. Долинный – погибли во время Великой Отечественной войны, а его ученик Леонид Павлович Григоращенко стал народным художником Молдавии, лауреатом государственной премии республики. Григоращенко говорил с любовью о своем учителе: «Я занимался у Александра Федоровича в студии с 9-летнего возраста. Он учил нас не только ремеслу художника, но и воспитывал в каждом из нас чувство гражданской целеустремленности. В этом отношении он сам является образцом для художников. Все, что касается политических и экономических нужд страны, ее международной и внутренней политики, что касается становления нашего государства, воспитания детей, – он всегда считал своим личным, кровным делом».

Последние годы жизни Фойницкого были трагичными, но и плодотворными в творческом плане. У него в 1963 году умирает жена. Александр Федорович в 75 лет остается один. Их приемная дочь не нашла общего языка с художником и впоследствии даже не приехала на похороны, прислав своего мужа, чтобы продать причитавшуюся часть дома.

Зато квартира Фойницкого всегда была полна народу. В последние годы за Александром Федоровичем ухаживала медсестра Эльвира, проживавшая в доме со своей дочерью. Она ставила уколы, готовила кушать. В то время, когда о нем забыли официальные органы власти и старый больной человек, сделавший столько для города, был оставлен на произвол судьбы. Мало того, но и кое-кто из властей придержащих стал распространять слухи, что художник нарушил нормы большевистской морали и завел молодую любовницу. Клевета эта оскорбила как художника, так и ухаживающую за ним медсестру, которая считала Александра Федоровича святым человеком и почитала своим долгом лечить и кормить одинокого художника.

Читать далее