Мастер световой живописи. Часть 2

Лицом к лицу лица не увидать

ТираспольУчеба в училище закончилась живописной работой головы. Костанди настоял, чтобы Бершадскому разрешили писать маслом целую фигуру. И ученик не подвел учителя. Юлий Рафаилович закончил художественное училище в 1892 году с двумя серебряными медалями за отлично выполненные работы.

Еще в стенах училища художник мечтал о Петербургской Академии художеств, но для поездки в северную столицу нужны были деньги, а их у него не было. Пришлось остаться в Одессе. В училище ему предоставили возможность продолжать работу с натуры. Уже в то время художника увлекала возможность писать картины со световыми эффектами. Он пытается сделать наброски картин с национальным колоритом. Так рождаются наброски картины «Вечер, освящение луны у евреев». Его увлекают эффекты изображения освещенных домов, фигур евреев в лунную ночь. Юлий даже завел альбом, в котором по памяти были записаны тона и композиция световых пятен в натуре.

Большое влияние на формирующийся характер живописца оказали художники-передвижники. Именно под их влиянием и осмысливая увиденное в жизни, Бершадский писал картину «Вдовство». Юлий действительно хорошо знал в ту пору одну овдовевшую женщину. Он изобразил главное – скорбную фигуру, склоненную над пожелтевшей фотографией. Изображенные на заднем плане швейная машинка и детская кроватка делали передаваемую боль вдовства глубокой и осязаемой. Профессор пластической анатомии училища Спиро дал высокую оценку экспрессии и психологической выразительности данной работы, он подчеркнул необычайную верность мускульного движения лица, выразившего горе.

Не забывал в своих работах Бершадский и родной Тирасполь – В 1892 году он пишет маслом пейзаж «Днестр», хранившийся в коллекции известного художника Кандинского.

В том же году появляется картина «Мастерская в художественном училище».

Картины молодого художника пользуются успехом, их охотно покупают одесские коллекционеры, у Юлия появляются необходимые для поездки в Петербург деньги.

К этому времени вводится новый устав в Академии художеств, что дает ряд преимуществ тем, кто окончил училище с серебряными медалями. А те, кто окончил среднее учебное заведение с двумя серебряными медалями, зачислялись без экзаменов.

И Бершадский, окрыленный надеждами, в 1895 году уезжает в северную столицу. Молодой художник был принят в Академию художеств и попал в мастерскую знаменитого И.Е. Репина, а впоследствии его перевели в мастерскую Н.Д. Кузнецова. Но по манере письма, технике исполнения Репин считал Бершадского своим учеником. Заметив среди студенческих работ портрет архитектора Шварцмана, написанный Бершадским, он тут же настоял на том, чтобы портрет повесили среди работ его учеников. А через несколько лет, будучи проездом в Одессе, в беседе с местным корреспондентом он назвал Бершадского одним из самых способных своих учеников, получившим прекрасную подготовку в одесской школе. Впоследствии Репин очень высоко оценил и написанный пастелью автопортрет художника, попавший на хранение в Одесский музей русского и украинского искусства.

Во время учебы в Академии Юлий Рафаилович неоднократно участвовал в работе выставок петербургских художников и весенних академических. На этих выставках появились его картины «Варка варенья», «Секрет», «В хозяйстве». В последней картине критика отмечала очень удачную фигуру мальчика с гусем на первом плане. Вся картина как бы освещена его взглядом и воспринимается как детское воспоминание художника. В 1896 г. Бершадский пишет маслом этюд «Пейзаж Севера», а через год «Обнаженную со спины». Через два года появляется его этюд натурщицы, сделанный в Академии и портрет художника Крушевского, а также ряд других картин натурщиц. Друг Бершадского архитектор Сегаль ввел его в круг петербургских художников и интеллигенции, увлекающейся искусством. Встречи и собрания проходили по четвергам у художника Суворова. На «этих «четвергах» популярностью пользовались портретные зарисовки Юлия Рафаиловича, которые он делал быстро и точно. Впоследствии многие зарисовки художник использовал для написания портретов.

Читать далее