Мастер световой живописи. Часть 3

Лицом к лицу лица не увидать

ТираспольК концу учебы в Академии руководителем мастерской, в которой учился Бершадский, был назначен профессор Ковалевский. Но он только утвердил эскизы конкурсной картины художника «Базар на юге». Картина изображала базарную площадь с группой людей, горой арбузов, залитых солнцем. Картина не только получила высокую оценку преподавателей, но на нее появились многочисленные рецензии. В одной из них писалось, что картина «сильно, живописно и художественно написана». В другой рецензии автор прибегнул к историческим героям (Аполлону, Венере, Ивану Грозному), чтобы выразить свое отношение к «Базару на юге». Антокольский писал: «Бершадского же за то прости, что всем назло он свою картину залил солнцем, светом и светлое пятно на серой выставке играть заставил. За то, что всех ограбил, весь свет и воздух ясный весь в свою он скрал картину. Прости ему такой грабеж дневной!» Подразумевалось, что эти все слова говорил Иван Грозный.

Совет Академии наметил купить конкурсную картину художника, что обеспечивало ему заграничную поездку, но «Базар на юге» неожиданно приобрел частный коллекционер по очень высокой цене.

После окончания в 1899 году Академии, Бершадский некоторое время еще проработал в Петербурге, а потом вернулся в Одессу. Но и вернувшись на юг, связи с северной столицей он не прерывал. Поэтому картины художника появляются не только на одесских выставках южно-русских художников, но и на Весенних Академических. В 1902 году художник пишет портрет жены писателя Л. Андреева, портрет скульптора Борченко; в следующем году появляется портрет жены художника (масло) и портрет девушки.

В 1906 году вместе со своей женой Бершадский отправляется за границу для знакомства с классическим искусством. Художник посещает музеи, приобщается к современному западному искусству на выставках в Париже, Мюнхене, Вене и Берлине.

Особенно понравились Бершадскому произведения Веласкеса и Рембрандта, Курбе и Менсонье, Бастен-Лепажа и Башкирцевой, Люсьена и Симона. Из новых художников его внимание привлекли работы Дега, Штука и Сегантини. У последнего особенно понравилась яркость и мозаичность цвета при уверенном рисунке.

Больше других европейских городов понравился Париж, в котором они прожили полгода. Воображение Бершадских поразило величие Лувра и его окрестностей.

На обратном пути Бершадские задержались в Мюнхене на две недели, где осмотрели старую и новую пинакотеки. Здесь к ним в гости пришли молодые русские художники, предложившие Юлию Рафаиловичу остаться и открыть студию, но он решил возвращаться в Россию.

В Одессе художник целиком погружается в творческую работу и занимается параллельно педагогической деятельностью. На выставках южно-русских художников появляются его новые работы, написанные в период с 1900 по 1907 годы: «Вечерком», две полуфигуры на фоне заката, «Новый рассказ Горького», «Первенец». Критика того периода не оставляла без внимания ни одной новой работы художника. Особенной популярностью пользовалась картина «Первенец», критики, отмечая единодушно верно переданное отражение утреннего холодного света, скользящего осязаемо по фигурам, писали, что «картина дышит жизненной правдой».

Отмечала критика и другую картину – «Новый рассказ Горького». А «Первенец» в 1907 году был отобран на международную выставку в Льеж.

В том же году художник пишет картины «Мать», «Жертва времени», «Тяжелые думы», пейзажи (такие как «Пейзаж с уткой», «Тревога»), ряд женских портретов.

Восемь изданий выдержали репродукции с картины «Жертва времени», на которой была изображена революционерка с суровым выражением лица.

Читать далее