Мастер световой живописи. Часть 4

Лицом к лицу лица не увидать

ТираспольЖивописные работы Бершадского приобретают широкую известность. Он получает приглашение издать в виде репродукции свой автопортрет и участвовать в иллюстрации книги Когоута «Знаменитые евреи». Особенной популярностью в это время пользуются портретные работы. Известны портреты жены, детей, членов семьи художника. Наиболее удачным считается большой портрет его жены с дочерью, написанный маслом. Юлий Рафаилович верен своей манере: пишет светлыми и прозрачными красками, так что создается ощущение присутствия света на картине, что дает объемность изображения. Удачен и пастельный портрет «Мать», вызвал положительные отзывы портрет свояченицы, написанный в полный рост. Критика тепло отозвалась о портрете девушки в белом платье. Но, пожалуй, наиболее удачным из серии портретов тех лет был этюд головы жены с меховым боа вокруг шеи. Тонко переданы черты лица красивой молодой женщины, тончайшим наслоением мазков передана фактура меха. Свет царит по всему этюду, вызывая ощущение пространства, и, несомненно, исполнен в лучших традициях знаменитого французского художника Ренуара.

Бершадский-художник на протяжении всей своей жизни уделял большое внимание свету на картинах, продолжая традиции русских художников: Репина, Архипова, Серова – и сам достиг больших успехов, став настоящим мастером световой живописи в области портрета и бытового жанра, работая маслом и пастелью.

В книге, вышедшей в 1938 году, о художнике Бершадском критик М.С. Котляр писал: «С самого начала своего творческого пути Юлий Рафаилович неизменно был и остался реалистом. Живописное решение картины, манера наложения мазка; широкое или детальное письмо, монохромность или цветистость гаммы, сложность градаций света – всегда вытекали из идеи и замысла произведения и приноравливались к особенностям изображаемого конкретного явления и предмета. В этих пределах был освоен импрессионизм и, с другой стороны, законченное письмо, тональный или локальный колорит старых мастеров. (...) В эволюции творчества Бершадского не было резких и радикальных смен или периодов. Особенности художественного метода Юлия Рафаиловича определились довольно рано, и дальнейшее развитие шло, главным образом, в направлении все большего совершенствования и овладения мастерством. Основные черты, характеризующие произведения Юлия Рафаиловича, – это светлые тона живописи, законченное, детальное письмо, ясная, простая композиция, в которой отсутствует сложное сплетение линий или чрезмерное движение. Господствует стремление к ясному силуэту и строгому академическому рисунку. (...) Таковы же и портреты. (...) Их сила не в углубленном психологизме или острой характеристике, а в физическом сходстве, телесности, верно подмеченной позе и движении, свежо и интересно написанной фигуре и окружении».

С 1908 по 1914 год художник продолжает работу над портретной галереей. Им написаны: «Перспектива Пушкинской улицы», наброски с обнаженных и одетых моделей (их более тридцати), этюды обнаженной фигуры, освещенной огнем, к картине «Зима».

С 1907 года Бершадский открывает в Одессе частную художественную студию, где получили первичное художественное образование сотни талантливых и способных учеников. Среди них были известные в свое время художники Пастернак, Гурвич, Перуцкий, Адливанкин, скульпторы Гельман, Синайский и многие другие.

Интересно, что тех юношей, которые не могли платить по бедности за обучение, Бершадский учил бесплатно. Главным критерием при отборе был талант кандидата. В десятых годах нашего века в Одессе сложилась традиция: тот, кто стремился попасть в художественное училище, должен был пройти студию Бершадского. Но и после поступления в училище многие продолжали заниматься в студии.

Читать далее