Мастер световой живописи. Часть 5

Лицом к лицу лица не увидать

ТираспольФевральская революция и Октябрьский переворот практически не нашли отражения в творчестве художника. Видимо, Бершадский не очень доверял новым лозунгам и обещаниям всемирного благоденствия. А может быть, как художник предвидел в конечном итоге крах этой авантюры. Во всяком случае, в 1918-1925 годах не изменяет своей тематике. Пишет женские портреты, натюрморты, появляются его работы «Голова мужчины», «Ланжерон», «Водопад», «Закат».

В 1920 году большевики заставили художника передать студию в систему Наробраза, правда, оставили Бершадского формальным руководителем, а с 1928 года вообще ее закрыли. Академическое, классическое образование, не политизированное, большевикам было не нужно.

Но и при советской власти художник продолжает участвовать в выставках. В 1927 году появляются его работы на первой Украинской передвижной выставке, а затем регулярно выставляются на всех последующих украинских и одесских.

В тридцатых годах Бершадский пишет «Портрет дочери», «Хатки», большую картину «Рыбаки», «У кинотеатра имени Фрунзе», «Лодки на берегу», «Лодки и скалы». В 1937 году появляется большое полотно «Праздник в колхозе». Последняя картина была написана по заказу управления искусств и закуплена им же. Учитывая, что на дворе был 1937 год такие заказы нужно было выполнять беспрекословно. Расхваленная в свое время за новый взгляд на жизнь, картина не была в ряду лучших работ Бершадского. Видимо, художник писал ее без особого вдохновения и энтузиазма. Сюжет ее – в центре круга пляшут старик, парень-тракторист и девушка, окруженные счастливыми колхозниками. Сегодня мы знаем, какое в нашей стране в ту пору царило «счастье». Конечно, даже с картиной «Лодки и скалы» или «Рыбаки» ее нельзя сравнивать. Критика того времени вынуждена была, несмотря на пафос колхозного созидания, признать недочеты картины живописного плана, отсутствие общего тона, некоторые неувязки плана.

Но общие заслуги художника в искусстве были оценены. В 1933 году Бершадскому присвоили звание профессора Одесского художественного училища, а с 1934 года он профессор архитектурного факультета Одесского института инженеров гражданского строительства.

В 1935 году организуется персональная выставка Юлия Рафаиловича, собравшая большую зрительскую аудиторию, как и выставка 1938 года, посвященная 45-летию творческой деятельности художника. Перед началом Отечественной войны у Бершадского было более 200 законченных картин. 72-летнему художнику пришлось эвакуироваться в Екатеринбург при приближении фашистов, где он продолжал творческую деятельность.

После смерти художника о нем незаслуженно забыли. Его фамилия не попала даже в энциклопедический словарь бывшего СССР, хотя, конечно, он был настоящим мастером живописи, умеющим оживлять свои полотна световой перспективой. Картины художника рассеяны по музеям бывшей единой страны и частным коллекциям. А как бы хотелось, чтобы хоть часть из них вернулась в город, где родился Юлий Рафаилович Бершадский.

Читать далее