Где эта улица, где этот дом. Часть 6

На перекрестке дней и судеб

ТираспольО нравах ночной улицы сообщала газета «Днестровский край»: «Покровский бой. Поздний ночной час. Воздух пропитан сыростью: с Красноярской улицы струится аромат от выпущенной на мостовую запретной влаги. Едва мерцают огоньки в магазинах из-за прикрытых штор. Модистки и белошвейки шмыгают туда и сюда. Лишь изредка вздохнет кухарка в упругих объятиях нижнего чина. В клубе (коммерческом – прим авт.) шуршат на зеленых столах свирепо, с азартом бросаемые карты. Растут горки выручки, да гаснут взгляды у игроков».

Не всегда ночная и вечерняя улица была спокойной, порой на ней вспыхивали драки, появлялись местные хулиганы, которые приставали к гуляющим девушкам. 29 ноября 1915 года в пять часов вечера улица огласилась криками: «Караул! Помогите!» Оказалось, три подвыпивших хулигана, братья Матвей и Елеверий Захаровы и Полищук, избили постового городового за то, что тот помешал им приставать к женщинам.

В 1915 году вблизи женской гимназии возобновились работы по сооружению городского сквера, где предполагалось открыть памятник в память императора Александра II.

Самым бойким местом в центре был угол Покровской улицы и Покровского переулка. Да это и не удивительно. Ведь в Покровском переулке находился долгое время толкучий рынок, в доме В.Д. Рогового продавалось в пивной управления Н. Койфмана пиво тывровского пивоваренного завода графа Д.Ф. Гейдена.

В 1916 году в Покровский переулок городская управа решила перевести продажу молочных продуктов, для чего там намечалось построить деревянные рундуки. Покровский переулок также был оснащен в начале XX века водопроводом. В один из его люков ночью 8 марта 1914 года угодил каменщик Павел Рязанцев, отделавшись легкими ушибами. Вытаскивал его оттуда его друг, каменщик Иван Крыжановский.

Ездили в начале XX века в Тирасполе на лошадях. 16 июня 1914 года состоялся смотр легковым извозчикам города, а 8 сентября 1916 года на вокзале была вывешена утвержденная такса для легковых извозчиков. По городу в то время ездило более двухсот извозчиков. Цены на проезд регулировались управой и контролировались полицией. Например, от центра до вокзала проезд стоил 7 гривен.

Гравийное покрытие улиц в конце XIX века заменяется булыжным. По краям дороги появляется асфальт. В десятых годах двадцатого века на углу Покровской и Дворянской улиц была известна контора подрядчиков по устройству тротуаров, планированию и замощению выездов во дворы и в самих дворах гранитными осколками и камнями местной породы. Принадлежала она Х. Гинзбургу, А. Немировскому и И. Равве, которые принимали заказы по телефону № 34.

15 февраля 1913 года в здании городской управы прошли торги на отдачу подряда на замощение гранитными осколками подъездных путей в Тирасполе. Оспаривали подряд торговцы М. Векслер, З. Фалькевич, Брук, Немировский и Магарилла, Залкинд и Медведев. Первоначальная сумма подряда была 226609 рублей 23 копейки. Ее сбили до 200 тысяч рублей, но победил купец Г.А. Пронин из Кишинева. Георгий Александрович (умерший через несколько лет), начинавший мостить дороги в Тирасполе, предложил скидку 12,5 процентов, что составило 198289 рублей.

Однако Пронин недолго занимался замощением. Местная контора А.М. Немировского в конце концов его «съела», и уже летом 1913 года городская управа объявила последнего подрядчиком по Замощению тротуаров. Немировский сделал через год широкий жест и пожертвовал 1000 рублей для замощения тротуара у Собора. По плану Думы в первую очередь замощению подлежала вся Покровская улица, за ней нижние, где была непролазная грязь, а дальше Пушкинская улица и Красный переулок. Замощение шло по частям. В июле 1913 года закончили работы по замощению участка дороги Колодезной улицы между Покровской и Базарной, после чего приступили к работам на Покровской. На углах между Базарной и Колодезной, а также Рыбной и Колодезной, за счет управы были устроены три бетонные подушки на местах былых канав. К концу июля был замощен еще один участок между Рыбной и Клинцовской. А к этому времени начались «чудеса». Осела мостовая на углу Базарной и Колодезной улиц. Конторе Немировского пришлось устроить под мостовую бетонную подушку, одновременно строители откапывали полотно для прокладки мостовой на всей Покровской улице, куда в августе была завезена большая партия камня. Немировский и Гинзбург закупили и прислали в город 35 вагонов гранитного камня. К концу лета 1913 года было замощено две улицы. Поскольку мостовая на Покровской начала оседать, и там стали устраивать бетонные подушки.

Были попытки домовладельцев (Бирюков и Кизер на Колодезной улице) строить самим тротуары, но качество их было низкое, и они размывались дождями. Поэтому контора Немировского пользовалась в те времена большим спросом.

Читать далее