Городская управа. Часть 2

На перекрестке дней и судеб

ТираспольВремя многое скрыло от нас. После октябрьского переворота многие архивные материалы пропали безвозвратно. Сегодня известно, что Григорий Иванович родился во второй половине XIX века в Тирасполе в районе Закрепостной слободки. В этой части города жил самый разнообразный люд. По всей видимости, Ольшевский не был из дворянского сословия, известно, что он был почетным гражданином Тирасполя. После получения образования в 1896 году поступил на государственную службу в Тирасполе. Начал он как гласный думы, а затем стал членом управы, и в 1906 году был избран городским головой.

В те времена доход казны во многом зависел от честности и инициативности городского головы. За десять лет пребывания Ольшевского в этой должности доход городской кассы возрос с 197700 рублей до 327100 рублей.

Но увеличение казны еще ни о чем не говорит. Ведь мы знаем массу примеров, когда деньги швырялись на ветер: устройство пышных балов, празднеств и увеселительных игр. Ольшевский пустил деньги на благоустройство города. С 1913 года в нашем городе стала появляться каменная мостовая. Как же добился увеличения казны Григорий Иванович для того, чтобы получить деньги на устройство городских мостовых? В 1907 году он поставил в Думе вопрос о необходимости попутного сбора с железнодорожных грузов станции Тирасполь. Вот как описывал корреспондент местной газеты путь к вокзалу, когда не было мостовой: «Пять часов зимнего ноябрьского, и притом тираспольского вечера. (...) Вам надо на вокзал – встретить приятеля из Одессы. До поезда еще четыре часа, но вы уже спешите. Еще ваш приятель в Одессе не собрался к вокзалу – поезд оттуда уйдет лишь через час, а вы уже торгуете извозчика на вокзал. (...) А причина самая несложная: дожди и сырость размыли не только улицы города, но обратили в сплошное озеро всю площадь между вокзалом и городом (...) Извозчик за предстоящее удовольствие запрашивал 5 руб., поторговавшись, проклиная его в душе, даете три (...)»

Естественно, что первые каменные мостовые появились на основных улицах: Покровской, оживленной Базарной, была замощена дорога на вокзал. В течение десятилетия правления Г.И. Ольшевского улицы неузнаваемо преобразились.

В это же время Григорий Иванович принял деятельное участие в организации постройки, как писали в 1916 г., «великолепного здания женской гимназии», ныне средняя школа № 6.

Ольшевскому принадлежала идея разбивки сквера напротив здания реального училища, который украшал наш город вплоть до построения громоздкого бетонного мемориала памяти, после чего был практически уничтожен, а жаль. В этом сквере предполагалось воздвигнуть памятник Императору Александру II, отменившему крепостное право.

К сожалению, и 90 лет назад вопрос водоснабжения был больным для тираспольцев. Построенный С.П. Тимченко водопровод страдал отсутствием фильтров. Для устройства требовалась большая сумма, городской казне она была не под силу. В 1908 году Ольшевский разработал и предложил свой проект устройства артезианского колодца для обеспечения тираспольцев бактериологически чистой водой. В 1915 г. Григорий Иванович добился ассигнования 20 тысяч рублей на расширение водопроводной сети. Так появились водопроводные магистрали на улицах Привозной, Ремесленной, Рыбной, Вокзальной, на Закрепостной слободке.

Вопросы медицинского обслуживания как ныне, так и в прошлые времена вызывали обеспокоенность, по сути дела, в Тирасполе в прошлом веке был один военный госпиталь. При содействии Ольшевского в Тираспольском уезде открываются амбулаторные медицинские пункты в хуторах Ближнем и Гребенике, а в 1900 г. распахнула двери городская амбулатория, а когда Григорий Иванович уже руководил городом, при его содействии открываются городская и еврейская больницы, создается Попечительный совет больницы в 1907 году.

Читать далее