Малиновый звон колоколов. Часть 1

На перекрестке дней и судеб

ТираспольСтарожилы тираспольцы помнят красавец собор с византийскими куполами, который долгие годы красовался в центре нашего города напротив городской управы. Теперь на его месте возвышается безликое здание, названное дворцом бракосочетания. А сам собор был взорван сталинскими мракобесами в 30-е годы, ночью, по-воровски, чтобы обмануть верующих.

Но даже оставшиеся в живых старожилы вряд ли знают историю этого уникального храма, который был духовным центром уездного Тирасполя. В выходные и праздничные дни далеко над просыпающимися кварталами и Днестром плыл малиновый звон его колоколов, наполняя город и его окрестности торжественной и величавой музыкой. И казалось, словно сам Господь Бог приветствовал спешащих в церкви горожан и приехавших жителей уезда, успокаивая и умиротворяя, и становилось на душе спокойно и радостно, словно благая весть с небес сходила.

Никольский собор, как это ни странно, старше Тирасполя. Родился он, когда старая Суклея была на месте будущего города. Именно ее жители решили еще во времена турецкого владычества заложить церковь во имя святителя Христова Николая. Когда она была построена, точно неизвестно, но существовала долго, была деревянной и крытой местным камышом. Перед началом войны России с Турцией, в 1787 году, на левобережье Днестра был совершен большой набег буджакских татар, которые сжигали все, что им попадалось по дороге, в том числе в огне кочевников погибла и деревянная церковь. После присоединения Очаковской области к России на свои пепелища стали возвращаться бежавшие жители, а также поселились черноморские казаки. На месте бывшей Суклеи поселившиеся казаки решили восстановить заново Никольскую церковь, о чем кошевой атаман войска и просил в 1792 г. архиепископа Екатеринославского Амвросия.

Амвросий лично знал кошевого атамана, так как по взятии Бендер и Измаила (в котором участвовали казаки) он приезжал освящать церкви, обращенные из мечетей. Нужно сказать, что это был замечательный человек, чье имя осталось в истории Новороссии. В 1775 году из Новороссийской и Азовской губерний составлена была епархия, а ее владыка стал именоваться Словенским и Херсонским. Но 28 ноября 1787 г. повелением Екатерины Великой епархия стала именоваться Екатеринославской и Херсонес-Таврической. К 1792 г. Амвросию было 54 года. Происходил он из зажиточной крестьянской семьи Серебренниковых и в миру имел имя Антония. После окончания Славяно-греко-латинской академии как один из лучших учеников был назначен преподавателем в Вифанскую семинарию, где и принял монашество. Вскоре он стал помощником ректора академии и ректором, а потом епископом Олонецким и викарием Новгородской епархии. 28 ноября 1786 г. он был назначен в Полтаву с возведением в сан архиепископа Екатеринославского и Херсонес-Таврического. С его благословения заложены были многие церкви в Новороссии, такие как Преображенский собор в Екатеринославе. 8 июня 1787 г. за «особые, выдающиеся труды по управлению епархиею» архиепископ Амвросий получил на клобук из драгоценных камней «крест», а 5 февраля 1790 года пожалован был званием члена святейшего Синода. Амвросий был духовником князя Григория Потемкина и благословил его перед смертью.

Читать далее