Малиновый звон колоколов. Часть 11

На перекрестке дней и судеб

ТираспольВ феврале 1917 г. по Тирасполю снова разнесся слух, что протоиерея А. Поповича забирают вторым священником в Одесскую Михайловскую церковь. И вновь депутации ходатаев уехали отстаивать своего христианского пастыря.

Хотя православные христиане составляли в Тираспольском уезде абсолютное большинство (по данным 1909 г. их было 240528 человек), но в уезде жили: 6015 католиков, 19011 лютеран (в основном немцев в бывших немецких колониях), 29560 иудеев-талмудистов, 725 армяно-григорианцев, 665 реформистов и 5743 сектантов молоканского и иного толка. Естественно, у них были свои духовные центры и руководящие органы. Так, по данным Новороссийского календаря на 1842 г. в Григориополе находилось Духовное правление армяно- григорианской церкви, членами которого были священник Асвадур Мегирдичев, Григорий Янеков. При нем было приходское училище. В 1863 г. в Григориополе была Епархиальная консистория (армяно-григорианской церкви) и в духовном правлении были священник Карапет Мерджанянц и 2-й священник Давид Шахинянц. А в 1899 г. армяно-григорианских школ в уезде было четыре, где обучалось около 250 учащихся.

Для лютеран действовало в уезде в 1899 году 30 церковных школ, принадлежавших к их духовному ведомству. Дисциплина в них была очень высокой. Известен даже случай, когда в селе Трехградском Тираспольского уезда в немецком церковно-приходском училище учащий Альброхт наказал сурово ученика в мае 1914 года. Правда, он переусердствовал и был распоряжением учебного начальства уволен со службы за избиение ученика во время занятий.

Что же касается католиков, то для них город был не только местным центром. Во второй половине XIX века здесь располагалась Тираспольская епархия Римско-католической церкви Новороссийского края и Бессарабии. Преосвященным Тираспольским епархиальным епископом был Фердинанд Гелан-Кан, суфраганом, епископ Викентий Липский, деканом римско-католических церквей Херсонской губернии – настоятель Одесской приходской церкви прелат Георгий Разутович. Церкви Тираспольской епархии располагались не только по всей Херсонской губернии, но и в Бессарабии. Все евангелическо-лютеранские церкви Тираспольского уезда входили в 1-й округ Херсонской губернии. В приходах уезда в 1864 г. были пасторы: в Глюксгале – доктор Эмиль Гакман, в Касселе – Николай Миквиц. В Одессе находился церковный Совет евангелическо-лютеранской церкви.

Последней довольно многочисленной религиозной группой Тираспольского уезда были евреи, исповедовавшие талмуд-тору. Так, в 1859 году в Тираспольском уезде проживало 1400 евреев иудейской веры. Причем те из них, которые переходили в православие, уже не учитывались как иудеи по законам Российской империи, а считались выкрестами. На 1 января 1906 г. в уезде в городах на первом месте по количеству проживающих шли великороссы, а на втором евреи -14927 человек. Правда, по уезду они занимали пятое место. Руководил духовной жизнью и образованием прихожан иудейского исповедания уездный раввин. В 1863 году в Тирасполе было три каменных синагоги и частная еврейская школа. В 1907 г. школ стало значительно больше. Функционировало мужское еврейской училище Атрана в квартале между Часовенной и Покровской по Колодезной улице. В Дубоссарах действовали частная женская еврейская школа Шойхет, аналогичная мужская, общественные одноклассные «Талмуд-Торы». В Тирасполе такая школа размещалась по улице Привозной, №32. Вот как ее в 1916 году описывает репортер «Днестровского края»: «Уныло смотрит окнами на улицу каменный, лишенный штукатурки дом. На нем красуется вывеска: «Еврейское общественное училище «Талмуд-Тора». В том же году бухгалтер Тираспольского ссудо-сберегательного товарищества Б.И. Лев оставил свою службу и открыл еврейское начальное учебное заведение. В том же году Ревека Марковна Зельтерман открыла в Тирасполе высшее начальное училище. Ей же принадлежало женское еврейское училище. В ноябре 1916 года его проверяла комиссия и газета «Днестровский край» писала: «Помещение училища найдено отвечающим требованиям гигиены. Комиссия лишь высказала некоторое неудовольствие отдаленностью училища от города, что в осеннее и зимнее время является большим неудобством для учащихся».

Читать далее