Малиновый звон колоколов. Часть 3

На перекрестке дней и судеб

ТираспольВладыка Гавриил дал в декабре 1798 года разрешение на строительство в Тирасполе единоверческой церкви Покрова Пресвятой Богородицы. О чем Тираспольское Духовное правление было уведомлено указом Новороссийской духовной консистории от 10 декабря 1798 г. Церковь была деревянной, но на каменном фундаменте. Находилась она в центре города, наподобие жилого дома, покрытого камышом. В этом виде просуществовала она до 1816 года. Однако уже в 1813 г. была заложена новая каменная церковь рядом со старой. Разрешение на ее строительство дал архиепископ Иова Потемкин. Интересно, что в церковь он пришел после окончания 1-го кадетского корпуса и военной службы. Был архимандритом Бессарабского Успенского городищенского монастыря Молдовлахийской экзархии. Построил новую Тираспольскую церковь из камня на свои деньги тираспольский купец 2-й гильдии Иван Растригин, сгоревший во время пожара в городе в 1818 году. В церкви Покрова Пресвятой Богородицы находились святые мощи (антиминц), которые выдал при открытии церкви митрополит Гавриил. Но были в ней и древние мощи, священнодействованные в 1600 году и переданные Киевским митрополитом Иосифом Нелюбовичем-Тукальским. В церкви хранились древние книги: 1-е Евангелие, напечатанное в Москве в патриаршество Филарета при царе Михаиле Федоровиче, II-е Евангелие, напечатанное во Львове в 1665 году, 30 марта.

Третьей православной церковью, построенной в Тирасполе, была церковь, расположенная в крепости. Основана она была в честь Андрея Первозванного. Белокаменная, с большим куполообразным потолком, аккуратной, наподобие русских теремов, колокольней, окруженная всегда побеленной чистенькой оградой, она была далеко видна на возвышенности (располагалась примерно там, где сейчас находится школа №17). Вокруг церкви было открытое поле, шла дорога, а за оградой цвели весной яблони и груши. Впоследствии церковь эта находилась при военном лазарете и отмечала свой храмовый праздник 30 ноября в честь святого апостола Андрея Первозванного. Начинался он накануне всенощным бдением с акафистом, а в день храмового праздника проходила божественная литургия и молебствие при хоре певчих. В 60-х годах прошлого века настоятелем Андреевского храма состоял священник Василий Виноградов, и подчинялся он главному священнику армии и флота. На службу в церковь ходили не только воины, больные, раненые, но и отставные чины, а также жители близлежащих к крепости районов города.

С приходом на постоянные квартиры 56-го Житомирского полка в Тирасполе была заложена и построена еще одна красивая православная церковь – Житомирская. Находилась она на территории нынешних Белых казарм и была уничтожена только в начале 70-х годов нашего века. При построении ее архитектор использовал элементы строгой архитектоники: устремленная в небо колокольня, несколько вытянутый купол и здание красного кирпича напоминали чем-то готическую культуру. Церковь была расположена на территории части, на службу в нее приходили нижние чины, унтер-офицеры и офицеры со своими женами. В начале XX столетия здесь состоял священником отец А. Илларионов. Он не только занимался духовными делами, но и собирал материалы и в 1913 г. выпустил книгу «Празднование 56-м пехотным Житомирским Его Императорского Высочества Великого князя Николая Николаевича полком своего столетнего юбилея 1811-1911 гг.», где привел краткую боевую летопись житомирцев. Когда была заложена эта церковь, неизвестно, но можно с уверенностью сказать, что после 1888 года, когда полк стал на постоянные квартиры в Тирасполе.

Читать далее