Малиновый звон колоколов. Часть 7

На перекрестке дней и судеб

ТираспольТокмазейская Архангело-Михайловская церковь открылась в 1891 г. В 1902 г. ее священником состоял Стефан Сандулевский и псаломщиком был Иоанн Богаченко.

Интересно отметить, что в 1877 году церковь в Тираспольском уезде владела 3361 десятиной земли, а в 1905 уже имела 4879 десятин.

В отдельный Единоверческий округ из Тираспольского уезда входили Тираспольская Покровская церковь и основанная в 1900 г. Казанская церковь в селе Плоском.

Конечно, все эти храмы различались как по насыщенности духовной жизни, так и по архитектуре. Сельские храмы, как правило, были малы и в праздничные дни не могли вместить всех желающих. В книге «Материалы для географии и статистики России: Херсонская губерния», изданной в Санкт-Петербурге в 1863 г., находим: «В Тираспольском уезде было 71 молитвенное здание. В селах только в известные праздники считается необходимым быть непременно в церкви, но на самом деле выходит, что крестьяне, в строгом смысле слова, ходят только «до церкви». Сельские храмы очень малы, не могут вмещать в себя всего прихода, и потому внутри церкви стоят лишь старухи да старики; молодые же парубки и девушки одеваются щеголеватее обыкновенного и располагаются вокруг церкви, за оградою, где и проводят время в разговорах. Девушки обыкновенно берут на руки детей, чтобы поднести их к причастию и тем иметь случай выставиться напоказ. По окончании служения, почти вся толпа направляется к кабакам, где и предается полному, буйному разгулу и разврату, переходя от проповеди священника под жидовский смычок с чаркой горилки. В обыкновенные же праздничные дни случается, что церкви бывают почти пусты, впрочем, здесь более всего имеют влияние сами священники, так что по числу посещающих храм и по степени благоговения, с которым они в нем стоят, можно судить и о священнике».

Иное дело в уездном центре, хотя и тут, конечно, многое зависело от священников. Тирасполь начала XX столетия мог быть доволен своим духовным настоятелем. Священником главного храма – Никольского собора – был замечательный подвижник протоиерей Алексей Попович. Когда он вел службу, всегда собиралось много народа. Даже в таком вместительном соборе, как Никольский, рассчитанном на 1500 человек, не было свободных мест. Умел отец Алексей красиво организовать праздник для христиан. Крестный ход устраивался не только по большим праздникам, но и по важным для жизни тираспольцев событиям. О. Алексей к тому же абсолютно не употреблял спиртного и был противником пьянства, которое, как он считал, губит душу человека – храм Божий. Поэтому 29 августа 1913 г. в теплый и светлый день отец Алексей организовал крестный ход на Покровскую площадь, где при большом стечении народа произнес пламенную речь в защиту трезвого образа жизни. А по окончании крестного хода раздал присутствовавшим бесплатно специально для этого отпечатанные материалы о вреде пьянства, пригласив на шесть часов вечера в аудиторию при соборе на лекцию по этой же тематике. Аудитория в этот вечер также была заполнена до отказа. Бывая по церковным и учебным делам в уезде, протоиерей Алексей видел, к чему могут привести работающие в праздники кабаки и трактиры. Поэтому он был убежденным противником торговли по выходным и праздничным дням в Тирасполе. 16 июля 1913 года в городской думе он произнес страстную речь: «Я четыре года в Тираспольской думе, и ежегодно теми же лицами возобновляется вопрос о праздничной торговле. Новых аргументов не приводят, а мой взгляд на данный вопрос остается непоколебленным (...) Если подходить к вопросу исключительно с материальной стороны, то я бы, как представитель церкви, стоял за положительное его разрешение: ведь приток покупателей-крестьян в воскресные дни отразится безусловно выгодно на доходах церкви. Но ведь в вопросе этом есть и другая сторона – идейная, нравственно-религиозная (...)».

Читать далее