Малиновый звон колоколов. Часть 8

На перекрестке дней и судеб

ТираспольОтцу Алексею удалось отстоять нравственно-христианские заповеди. При нем началась большая реконструкция Никольского собора. Так как на его проповеди приходило много народу и отец Алексей зачастую выходил говорить с народом на Соборную площадь перед собором, то настоятель стал ходатайствовать перед властями города о переносе церковной ограды по Соборной улице для увеличения площади и добился разрешения. Отцы города в ноябре 1913 г. на молебствии в день рождения вдовствующей Государыни Императрицы Марии Федоровны в Никольском соборе сами убедились в необходимости расширения площади, когда после праздника в храме был устроен парад войск местного гарнизона.

Заботился отец Алексей не только о живых, но и о благе мертвых. Соборное кладбище, находившееся в конце Вокзальной улицы (теперь на этом месте парк имени Кирова) долгое время стояло не огороженное. По ходатайству протоиерея А. Поповича начато было сооружение ограды из камня. А отец Алексей уже хлопотал о сооружении богадельни – дома призрения для бедных и калек.

На талантливого настоятеля обратили внимание в Херсонской епархии, и в Тирасполь поступило распоряжение о его переводе настоятелем Успенского собора в Одессе. Однако руководство, общественность города, простые христиане категорически воспротивились этому. В одном из своих посланий они писали: «(...) Служение в храме Божием и его речи, произносимые во храме, полные истинной и отечественной, и пастырской теплоты и любви, вразумлений, наставлений, облечений и указаний истинного пути, по которому должен в жизни следовать благочестивый христианин, были для нас речами Златоуста! Каждому прослушавшему его пастырскую речь, даже в наш черствый, эгоистический и индифферентный век, нагляднее выступало сознание смысла и цели нашей земной жизни, сознательнее становилась жизнь христианина, как для себя, так и в отношениях его со своими ближними, речь его послужила нравственным перерождением, духовным подъемом и пробуждением истинно христианских чувств и стремлений многих горожан (...) Здание аудитории, церковно-приходского попечительства и церковно-приходской школы построено, оборудовано его же заботами и трудами, а установленные им в аудитории воскресные беседы, охотно посещаемые прихожанами, принесли большую нравственную пользу, за которую приносим о. Алексею искреннюю благодарность. Учил в этой школе прихожан, и в зимнее время одежду и обувь он давал детям из личных даже своих запасов».

Когда прихожане слушали прощальную проповедь отца Алексея, многие плакали. А городская управа 20 сентября преподнесла ему икону-складень Святителя Чудотворца Николая, и путем подписки между прихожанами и жителями Тирасполя решили собрать капитал, на процент которого учредить в Тираспольском городском высшем 4-классном училище стипендии для трех беднейших учеников на уплату за правоучение.

Ходатайства общественности Тирасполя возымели действие – отца Алексея оставили на своем месте. 8 сентября 1916 г. по ходатайству протоиерея А. Поповича министерство народного просвещения дало согласие и уведомило Тираспольскую городскую управу о том, что включает в дополнительную школьную сеть г. Тирасполя последовательно 3, 4, 5 комплектов церковно-приходских школ при Никольском соборе с 150 учащимися и при трех учащих. Нужно добавить, что отец Алексей возглавлял уездное отделение Херсонского епархиального Совета – был его председателем на протяжении ряда лет. В 1907 году в его состав входили: священник Федор Делов из села Парканы, отец Дионисий Георгианов из села Слободзея, отец Димитрий Проницкий – второй священник Никольского собора; делопроизводителем числился вездесущий отец Иоанн Кирица. Членами по должности состояли: наблюдатель церковно-приходских школ священник отец Михаил Димитриул из села Малаешты, благочинные трех округов, инспектор народных училищ четвертого района, председатель уездной земской управы и тираспольский городской голова.

Читать далее