На службе у бога Меркурия. Часть 9

На перекрестке дней и судеб

ТираспольГласный Пономаренко выступает снова по личностям противников торговли: «Господа гласные, в последние годы на наших глазах происходят как бы похороны города, а мы, очевидно, собрались с одной лишь целью – доканать этот обнищавший город. Здесь забывают, что с коммерцией неразрывно связаны насущные интересы города. Пойти ей навстречу – значит пойти навстречу благополучию города... Гласный Чернов говорил, что производством торговли в праздничные и воскресные дни оскверняются его религиозные чувства православного человека. По отчего, спрошу я этого самого Чернова, его религиозные чувства не препятствуют ему привозить и продавать фрукты в воскресенье и праздничные дни. А другой не менее усердный ревнитель запрета, гласный Соловьев, разве не ищет он по воскресеньям задних ходов в торговое помещение ? (...) Положение торгового люда усугубляется еще тем обстоятельством, что фабриканты почти совсем прекратили кредитовать наших торговцев, зная, что последние стеснены в производстве торговли». Его поддерживает гласный Васюхнов, который говорит «У нас вся почти торговля такая, и производится она лишь при содействии членов семьи, но не наемного труда, и нам невольно приходится выбирать между благополучием сотен бедняков с одной стороны и отдельных единиц приказчиков-христиан с другой».

Настоятель Никольского собора дал отповедь. В результате вопрос отложили.

Потом городские власти стали искать компромиссное решение и дали согласие на одночасовую торговлю в праздничные и выходные дни. Но торговцам этого было мало. И 2 марта 1914 года 26 местных трактирщиков направили прошение в городскую управу, мотивируя свое послание тем, что в Бендерах и Одессе торговля в трактирах производится с 11 утра до 10 часов вечера.

Сомнительно, чтобы эти просьбы подействовали, да и вскоре грянула война, и уже было не до этого.

Несмотря на экстремистские заявления некоторых гласных о том, что без праздничной торговли город погибнет, он отнюдь не собирался хиреть. За десять лет с 1906 по 1916 год доход казны Тирасполя вырос с 197700 до 327100 рублей, то есть почти вдвое.

5 июля 1914 года комиссия под председательством заступающего место городского головы М.Т. Кирилюка приняла новые навесы для торговли крестьянской обувью, столы под торговлю свиным мясом и салом, а также рундуки для торговли хлебом. Известны и цены на тираспольском хлебном рынке в марте 1914 года. Пшеница стоила 90 – 105 копеек за пуд в зависимости от качества, рожь продавали по 70 – 73 копейки за пуд а кукурузу за 58 – 62,5 копейки за пуд. Ячмень шел по 65 – 68,5 копейки за пуд.

В начале XX века в Тирасполе был известный хлебный рынок возле грузового вокзала. В ту пору зерновой хлеб был главным предметом торговли. Возле грузового вокзала располагались магазины для ссыпки зернового хлеба. В 1913 году владельцы этих магазинов подняли вопрос о благоустройстве этого рынка, так как на него постоянно свозится зерно со всего уезда. Владельцы магазинов (исправно платившие налоги в городскую казну) просили «... безотлагательно принять следующие меры для благоустройства хлебного рынка: проложить водопроводные трубы от лесопильного завода Спивака до магазинов и устроить пожарный кран, так как, во-первых, при возникновении пожаров и отсутствии воды деревянные магазины с находящимся в них хлебом могут быть уничтожены и, во- вторых, прибывающее на рынок население из уезда и работающие здесь рабочие и служащие лишены совершенно питьевой воды, что особенно дает себя чувствовать в летнее время. Поставить на рынке хотя бы два фонаря, так как отсутствие какого бы то ни было освещения лишает сторожей возможности следить за злоумышленниками, часто совершающими в ночное время кражи из магазинов. Устроить ретирады, настоятельная необходимость которых давно ощущается, так как вследствие отсутствия таковых приходится отправлять естественные надобности на глазах у всех тут же возле магазинов, что помимо антигигиеничности оскорбляет элементарное эстетическое чувство каждого человека».

Читать далее