В гостях у Мельпомены. Часть 1

На перекрестке дней и судеб

ТираспольВ конце XIX и начале двадцатого веков в Тирасполе произошли перемены, которые позволяют говорить о культурном ренессансе уездного города. 1 февраля 1885 года газета «Одесские новости» сообщала: «Недавно у нас устроилось музыкальное общество. Для нас, тираспольцев, это явление небывалое, т.к. других обществ у нас нет. Существует общественный клуб, но клуб этот служит единственно для карточной игры и только...»

На одном из заседаний думы в 1899 году, по ходатайству Тираспольского уездного комитета попечительства о народной трезвости, было решено бесплатно выделить место на углу Покровской и Привозной для постройки здания народной аудитории и чайной.

Уже в 1902 году в зале попечительства о народной трезвости ставились спектакли. Один такой спектакль прошел 26 декабря 1902 г. по пьесе А. Островского «На бойком месте». Она была поставлена местными любителями театра. Но в город часто приезжают и известные актеры. В октябре 1904 года Тирасполь посетила труппа русских драматических артистов под руководством Х.И. Петросьяна поставившая спектакли «Право любить» Нордау, «Волшебный лес» Шмитгофа, «Иванов» А.П. Чехова. Последний спектакль пользовался особенным успехом, как пользовались успехом и выступления в городе на Днестре популярного в то время в России актера Павла Николаевича Орленева.

В начале XX века в Тирасполь приехала труппа А.М. Кречетова, поставившая пьесу А.К. Толстого «Царь Федор Иоаннович». Об этих гастролях газета «Бессарабец» писала: «Задолго до появления афиш о постановке на нашей сцене пьесы А.К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» публика заговорила на все лады и с нетерпением ждала дня спектакля. Наконец, «широковещательные» афиши появились и публика «сугубо загуторила» о том, как будет поставлена на нашей скромной сцене пьеса, требующая для своего успеха талантливого исполнения, в особенности от актера в заглавной роли (...) »

А в заглавной роли выступал известный уже публике уездного города П.Н. Орленев. Необычайность ситуации состояла в том, что Орленев был комическим актером, а тут выступал как трагик. Но выступление Орленева, как и другого знаменитого русского актера Мамонта Викторовича Дальского, в этой пьесе тираспольцам понравилось.

Бенефис актера этой труппы Соколова был отмечен в Тирасполе прошедшей успешно пьесой Н.В. Гоголя «Ревизор», собравшей большую зрительскую аудиторию. В роли Хлестакова выступил актер Диевский.

Труппа А.М. Кречетова отметила годовщину смерти А.П. Чехова постановкой на тираспольской сцене пьесы «Три сестры». Это был бенефис актера Меньшикова. Спектакль пользовался полным успехом. Особенно отмечена была публикой и критикой игра Диевского в роли Тузенбаха и Галицкой в роли Маши.

В 10-х годах нашего века большую культурную роль начинает играть здание Общественного собрания. В нем ставятся спектакли, выступают певцы, лекторы с популярными докладами. В последних числах июня 1913 года здесь был дан большой концерт артистов Н.Н. Проняева (бас), Л.М. Франца (тенор), Левияша (сопрано). Состоялся концерт Кишиневского архиерейского хора.

Здесь же несколькими месяцами раньше выступал артист М.С. Борин, который понравился публике. По поводу этого выступления газета «Днестровский край» писала: «Артист М.С. Борин остался весьма доволен Тирасполем. Это, кажется, первый довольный артист. Обыкновенно после посещения труппой нашего города заказывают потомству, вплоть до двенадцатого колена, Тирасполя не посещать. Но Борину повезло, и по очень простой причине – хорошая труппа. А хорошая труппа лучше всякой рекламы. Сегодня состоялась вторая и последняя гастроль этого симпатичного артиста. (...) Борин прекрасный артист и недаром пользовался в Одессе, в театре Сибирякова, завидным успехом у разборчивых, как крыловская невеста, одесситов». В последний день Борин ставил «Панну Малишевскую» и «Без ключа» Аркадия Аверченко. Роли исполняли артисты Нижняя, Гаршина, Музовская, Сорокина, Новогребельская, сам Борин, Герфельд, Купелаки, Биоза.

Читать далее