В гостях у Мельпомены. Часть 2

На перекрестке дней и судеб

ТираспольИногда заезжие артисты выступали на сцене иллюзиона «Колизей». На этой сцене тираспольцы приветствовали знаменитую босоножку Артемис Колонну, которая гастролировала с артистами Королевской итальянской оперы Эрнери Константина. А артист Е.И. Герасимов гастролировал в иллюзионе «Люкс», где шла в то время драма в 6-ти частях «Белый против черного».

В Общественном собрании сцена предоставлялась не только профессионалам, но и любителям. Так, например, в субботу 27 июля 1913 года там состоялся студенческий вечер, была разыграна комедия «Из-за мышонка». Последовавшие за тем танцы продлились до 6 утра а сбор от концерта дал 300 рублей. Они пошли на помощь малоимущим студентам-тираспольцам. Жюри присудило по одному золотому жетону даме и мужчине, продавшим наибольшее количество талонов.

А 6 августа в Общественном собрании уже давала свои единственные гастроли известная оперная певица М.Г. Федоровская-Крылова (меццо-сопрано) и вместе с ней выступали драматический тенор Л.М. Франц и лирико-колоратурное сопрано Р.Я. Левияш. Интересно, что певец Л.М. Франц родился в Тирасполе и был лично встречен земляками, а о гастролях Федоровской-Крыловой писало «Одесское обозрение театров»: «Ария из оперы «Самсон и Далила» Сан-Санса и песнь Леля из оперы «Снегурочка», в особенности вторая вещь, в исполнении г. Федоровской-Крыловой показали в исполнительнице недюжинное дарование. Исключительно интересный голос, глубокий, бархатный в нижнем регистре и не резкий на верхах, отсутствие форсированности и свободный звук всего диапазона – все вместе взятое дает возможность смело предсказать г-же Федоровской блестящую будущность».

Л.М. Франц с особенным успехом исполнил «Совсем замерзла ручка» – арию из оперы «Богема», чем вызвал восторг публики. Успеху артистов способствовали пианисты Г.Л. Тануз и М.Л. Курис. В Тирасполе родился не один певец. В «Днестровском крае» за 1914 год была помещена интересная заметка Юлхи «Чем, вы подумали, славится Тирасполь?»: «На днях я познакомился в вагоне с одесситом – театральным рецензентом. Последний то и дело, что говорил о театре и музыке. Узнав, что я тирасполец, он заметил: «Тирасполь поставляет нам...» – «Воров», – подумал я, – «прекрасных певцов!» Вспомнил он о покойном артисте императорских театров Кайнере. Особенно восторженно говорил он о г. Франце. Последний пользуется в Одессе большой популярностью. Ему предсказывают блестящую будущность. (...) Кроме Франца, в Одессе живет многообещающий тирасполец г. Зельтерман. Есть певцы и меньшего калибра. Словом, Тирасполь чего-нибудь стоит...»

С 24 августа 1913 года в Тирасполе гастролировал цирк «Ковбой», с которым приехали ставить «Большой дамский балет» русские и заграничные артисты под управлением Н. Лара. А 5 сентября в зале Общественного собрания гастролировал Петербургский малый театр К.О. Шерштейна, поставивший спектакль по рассказу А. Чехова «Черный монах».

5 сентября в театре Общественного собрания состоялась единственная гастроль талантливой исполнительницы романсов и песен цыганского жанра артистки Зиночки Громовой.

Тираспольская гастрольная афиша в ноябре была представлена труппой под управлением С.И. Яковлева, поставившего спектакль «Кому принадлежит Елена».

Полный сбор вызвали в субботу 24 ноября гастроли французского цирка Лара. «Днестровский край» писал: «Из всех артистов цирка с следует безусловно выделить группу арабов. Эти неустрашимые артисты востока действительно на этот раз блеснули своим искусством и имели у публики громадный успех. Их ловкость приводила всех в восхищение, и если можно сказать, что лучших тираспольцам приходилось видеть, то разве только японцев, которых видели три года тому назад в цирке Щербилиса. Из остальных артистов следует отметить акробатов сестер Улих. Публика с восхищением смотрит на ловкость и силу старшей из них, которая легко, как перышко, поднимает другую за ноги и держит в воздухе значительное время (...) Следует также похвалить администратора г. Лара, как прекрасного дрессировщика лошадей и м-ле Арабеллу, проделавшую упражнения с разнообразными тяжестями... Хорош также итальянский комик «Борлес» – г. Этлес».

Читать далее