В гостях у Мельпомены. Часть 7

На перекрестке дней и судеб

ТираспольВ культурной жизни города начала XX века большую роль играл кинематограф. В Тирасполе было несколько частных иллюзионов. В начале 10-х годов нашего века в городе работал иллюзион «Наука и жизнь», который принадлежал Бараданову, и «Колизей», который в 1913 году получил нового хозяина-арендатора. Кроме этого, М.Р. Шнайдман получил разрешение от Херсонского губернского правления на открытие иллюзиона в собственном доме.

20 июня 1913 года появился в «Днестровском крае» анонс: «В субботу 22 июня с.м. открывается в помещении бывшего театра «Колизей», который комфортабельно обставлен, кинематограф «Люкс». Дирекция: Б.В. Гольденберг, Евгений Сатовян».

В иллюзионе «Театр и музыка» происходила частая смена картин, и обозреватель местной газеты с удовлетворением отмечал: «Следует отдать справедливость г. Бараданову, который старается удовлетворить публику последними новинками».

Открывшийся в новом виде иллюзион «Люкс» привлек внимание публики, «Днестровский край» писал: «Новый иллюзион (...) Картины оказались довольно хорошими. Из них выделяются картины «Фантомас» – драма в 4-х частях из жизни современных авантюристов. (...) Остроумно взыграна комедия «Бидони – шантажист», в которой участвуют лучшие силы кинематографии».

Порой в кинотеатрах разгорались скандалы. Бараданов обещал популярную картину «Камо грядеши» и объявил о ее показе. Начал показывать совершенно другую. Публика потребовала вернуть деньги.

Иногда для получения зрителей владельцы привлекали по субботним дням, в промежутках между сеансами, выступать популярных лекторов. «Люкс» приглашал любимца публики Григория Коханного.

Каков же был репертуар тех лет? В августе 1913 года в городе шли картины: «Грозный ревизор», «Жизнь – игра», «Гомон – журнал», «Невеста № 6», «Знаток женщин». Весь август и сентябрь пользовались успехом у зрителей драма в 4-х актах и 5-ти картинах «Фантомас», «Солнце любви», детективы о разбойнике Демониосе и сыщике Ник-Винтере, комическая картина «Хоть тресни, а женись».

В октябре 1913 года Немировский и Зильберберг попросили думу о продлении срока аренды корпуса под иллюзион до 10 лет. Дума согласилась, но поставила условие, что по истечении указанного срока вся демонстрационная мебель должна поступить в собственность города. Дума утвердила в декабре 1913 года проект нового иллюзиона (с электрическим освещением и установкою нефтяного двигателя) А. Немировского и С.Г. Зильберберга в арендуемом ими у города среднем корпусе городских лавок по Покровской улице.

В субботу, 4 января 1914 года, открылся новый иллюзион «Космос». На открытии иллюзиона демонстрировалась драма «Последний аккорд». Зато в том же месяце было объявлено о продаже здания иллюзиона «Наука и жизнь» на снос. Но Бараданов отнюдь не унывал. Он купил бывший иллюзион «Космос», где начал сразу же показывать боевики типа «Нордике» по роману писателя Георгарда Гаутмана. А в феврале 1914 года в городе была сенсация, о которой с восторгом писала местная газета: «Помните г. тираспольцы, что больше такой сенсации, как поющая и говорящая картина, не увидите и не услышите. Сегодня 13 и впредь по 16 февраля включительно всемирная новость! Нашумевшая на всю Россию по образцу Эдиссона Кинетофон поющая и говорящая картина». Это были первые опыты будущего говорящего кино.

Читать далее