Приднестровье в лучах тысячелетий. Часть 4

Приднестровье в лучах тысячелетий

ТираспольКто же вытеснил римских захватчиков с чужих им земель? Откроем том В.В.Седова «Восточные славяне в YI-XIII вв.», вышедший в серии «Археология СССР», издававшейся одним из самых серьезных издательств – «Наука». Известно, что археология – наука неподкупная, ее нельзя склонить к симпатиям или антипатиям, как это случалось с летописцами. Вещественные доказательства подделать невозможно. В книге написано: «В приднестровских землях вместе с пражско-корчанской керамикой довольно широко представлена глиняная посуда пражско-пеньковского типа, оставленная другой славянской группировкой третьей четверти I тысячелетия н.э.».

Т.е. две славянские культуры обнаруживаются на территории Приднестровья в первом тысячелетии, до образования на ее землях государственных формирований. Каковы же были границы расселения этого славянского народа? Седов пишет об этом так: «Таким образом, географические координаты расселения славенов по Иорнанду – река Сава на юго-западе, возможно, Балатон на юге, Висла на севере и Днестр на востоке.»

Седов на основе научных данных дает ответ на вопрос, что такое пражско-пеньковская группировка: «Известно и этническое имя пражско-пеньковской группировки. Согласно сведениям Иорнанда, территория «от Данастра до Данапра, там, где Понтийское (Черное) море образует излучину», была заселена антами. Очевидно, эти данные относятся к ранней поре расселения антов, так как, судя по изысканиям Р.Хахманна, Иорнанд позаимствовал эти сведения у Кассиодора, автора конца Y – начала YI вв., а территория от Днестра до Днепра в общих чертах соответствует Подольско-Днепровскому региону Черняховской культуры. Согласно византийскому историку середины YI в. Прокопию Кессарийскому, анты и славяне пользовались одним языком, у них был одинаковый быт, общие обычаи и верования, а «некогда даже имя у славян и антов было одно и то же». Т.е. анты и славяне были отдельными родственными племенами, имевшими собственных вождей. Далее Седов уточняет, что ученый А.А.Шахматов исходил из предположения, что анты – первый этап в истории русского племени, в результате членения которого возникли древнерусские племена, о которых идет речь в «Повести временных лет». Сам ученый объясняет название антов тем, что такой этноним славянам, расселившимся на юго-восточной окраине славянского мира, дали их соседи – ираноязычное население Северного Причерноморья. Вывод же научный, доказанный с помощью археологических находок: анты – племенная группировка праславянского периода.

Читать далее